АПРК К-141 «Курск»
21.04.2004

 

Е.А.Горигледжан

генеральный конструктор АПЛ
специального назначения ЦКБ МТ «Рубин»,
кандидат технических наук

Последнее плавание «Курска»

Итак, 26 апреля 2002 года АПК «Курск» был переведен из плавдока ПД-50 82-го судоремонтного завода (СРЗ) ВМФ в плавдок ПД-42 СРЗ «Нерпа» и успешно транспортирован в нем на акваторию завода для утилизации. Этому этапному событию предшествовала большая и очень ответственная подготовительная работа многочисленных организаций и предприятий промышленности и ВМФ.

Уже в июле 2001 года, то есть за три месяца до подъема «Курска», ЦКБ МТ «Рубин» совместно с НИПТБ «Онега», СРЗ «Нерпа» и 51-м ЦКТИС ВМФ были выполнены предварительные проработки различных вариантов транспортно-технологических схем обращения с этим кораблем после его подъема и постановки в плавдок ПД-50 с целью выбора оптимального решения с точки зрения безопасности, продолжительности и стоимости работ.

Было совершенно очевидно, что АПК придется утилизировать, поскольку после чудовищных разрушений, вызванных взрывом боезапаса комплекса торпедно-ракетного вооружения и годового пребывания в затопленном состоянии на глубине более 100 метров, этот корабль восстановить будет практически невозможно. Не менее очевидным представлялось, что работам непосредственно по утилизации атомохода должны предшествовать операции, связанные с радиационно-химическим обследованием АПК, осушением отсеков с обеспечением радиационной и экологической безопасности, освидетельствованием корабля и его оборудования, комплекса ракетного оружия и ядерной энергетической установки (с приведением ее в ядерно-безопасное состояние), а также с выгрузкой ракетного оружия и взрывчатых веществ. Только после выполнения этих работ силами ВМФ и промышленности непосредственно в плавдоке ПД-50 и завершения мероприятий, осуществляемых прокуратурой по расследованию обстоятельств гибели атомохода и его экипажа, корабль мог быть передан предприятию, способному выполнить его утилизацию.

Принципиально возможно было осуществить утилизацию АПК «Курск» на любом из северных заводов Россудостроения и ВМФ, которые обладают необходимыми средствами судоподъема, крановым и специальным оборудованием для выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и обладают опытом утилизации атомных подводных лодок.

Однако состояние аварийной подводной лодки с разрушенным прочным и легким корпусом, а также переборками в носовой части корабля и невозможность восстановления систем обеспечения его живучести и непотопляемости вынудили рассматривать только предприятия, расположенные в непосредственной близости от плавдока ПД-50, каковыми являются 82-й СРЗ ВМФ и СРЗ «Нерпа», а также 35-й СРЗ ВМФ и 10-й СРЗ ВМФ. Уже на стадии проработок стало ясно, что предпочтение должно быть отдано СРЗ «Нерпа», поскольку этот завод расположен близко от поселка Росляково, где базируется плавдок ПД-50, имеет развитую инфраструктуру, включая траспортно-передаточный док ПД-42 и современное высокотехнологическое оборудование, а также большой опыт утилизации АПЛ 1-го и 2-го поколений. Вместе с тем рассматривались и другие варианты, в том числе выполнение всего объема работ вплоть до формирования трехотсечного блока, включающего реакторный отсек, после выгрузки ОЯТ непосредственно в плавдоке ПД-50, либо транспортировка этого блока после вырезки из АПК на СРЗ «Нерпа» для выгрузки ОЯТ на этом заводе. Все указанные варианты транспортно-технологических схем отличались одним крупным недостатком: большой продолжительностью (вплоть до полутора лет) стоянки АПК «Курск» в плавдоке ПД-50, что лишало бы Северный флот на это время возможности осуществлять плановые доковые ремонты и осмотры крупнотоннажных кораблей и судов. Кроме того, в этом случае потребовалось бы создание кооперации ряда заводов, поскольку возможности 82-го СРЗ в части как трудовых ресурсов, так и материально-технического обеспечения, включая крановое оборудование, весьма ограничены.

Исходя из этих обстоятельств, техническое совещание, состоявшееся в ЦКБ МТ «Рубин» 17 июля 2001 года с участием представителей Россудостроения, Минатома РФ, ВМФ, НИПТБ «Онега», СРЗ «Нерпа», ЦНИИ КМ «Прометей», ЦМКБ «Алмаз», НИКИЭТ, ГТУ ВМФ, УРАВ ВМФ, управлений Северного флота, 171-го ОКТБ ВМФ, 1-го ЦНИИ МО, 40-го ГосНИИ АСД МО, 51-го ЦКТИС, Управления ЯБ МО, 82-го СРЗ, 23-го ГМПИ ВМФ и 289 ВП МО поддержало совместное предложение СРЗ «Нерпа» и ЦКБ МТ «Рубин» о проведении комплексной утилизации АПК «Курск» на этом заводе, а также одобрило предложенную последовательность и основных исполнителей работ по подготовке АПК к переводу на СРЗ «Нерпа» и непосредственно по его утилизации. Протокол указанного совещания был утвержден руководством ВМФ, Россудостроения и Минатома РФ и принят к исполнению.

Как уже отмечалось ранее, Северный флот был заинтересован в сокращении сроков нахождения АПК в плавдоке ПД-50. Поэтому ЦКБ МТ «Рубин», которому была поручена разработка документации для подготовки АПК к комплексной утилизации, основной задачей считало обеспечение минимизации продолжительности работ, выполняемых в этом доке.

Учитывая предполагаемое состояние корабля после подъема, трудно было рассчитывать на возможность его буксировки на СРЗ «Нерпа», поскольку в этом случае потребовался бы очень большой объем работ по его полной конвертовке и приведению систем, обеспечивающих живучесть, в работоспособное состояние. Поэтому было принято решение транспортировать АПК из поселка Росляково на СРЗ «Нерпа» в плавдоке ПД-42, являющемся передаточным доком этого завода.

Ввиду технической невозможности «сухого» перемещения АПК из плавдока ПД-50 в плавдок ПД-42, в основном из-за отсутствия судовозных трансбордерных путей в плавдоке ПД-50, единственно реальным вариантом перевода этого корабля из дока в док остался вариант притопления обоих доков на акватории 82-го СРЗ с подвсплытием АПК и постановкой его на опоры в плавдоке ПД-42.

Подобная нештатная и в какой-то мере уникальная операция потребовала разработки целого комплекса организационных, технических и технологических мероприятий для обеспечения подготовки АПК к безопасному переводу из дока в док, проведения совместной доковой операции и буксировки плавдока ПД-42 с АПК на акваторию СРЗ «Нерпа».

Поэтому уже 14 ноября 2001 года, то есть через три недели после постановки АПК «Курск» в плавдок ПД-50, бригада специалистов ЦКБ МТ «Рубин», 1-го ЦНИИ МО, 40-го ГосНИИ АСД и 51-го ЦКТИС прибыла в поселок Росляково для выработки совместно с СРЗ «Нерпа», НИПТБ «Онега», 82-м СРЗ и управлениями Северного флота плана организационно-технических мероприятий по подготовке АПК к переводу из дока в док, проведению операции пересадки и транспортировки дока с АПК на СРЗ «Нерпа» и дальнейшей утилизации этого корабля. Следует отметить очень заинтересованное и конструктивное отношение североморцев ко всем обсуждавшимся вопросам, что позволило в сжатые сроки этот план сформировать и оформить протоколом, который был уже 18 ноября 2001 года утвержден заместителем главнокомандующего ВМФ М.К.Барсковым. Как оказалось, фактическое состояние корпуса АПК «Курск» и его оборудования и систем оказалось существенно хуже, чем это можно было предположить. Чудовищной силы взрыв разрушил не только носовую оконечность и 1-й отсек, но и 2-й и 3-й отсеки корабля. Поэтому основной и самой сложной задачей стало определение необходимого и достаточного объема работ, связанных с герметизацией (конвертовкой) АПК для возможности его безопасного всплытия на ровный киль с требуемыми параметрами по допустимой для доковой операции осадкой. Как показали предварительные расчеты, выполненные ЦКБ МТ «Рубин», для этого необходимо было изготовить и установить герметичную переборку между 1-м и 2-м отсеками, герметизировать цистерны главного балласта (ЦГБ) начиная с ЦГБ № 5, все прочные цистерны вспомогательного балласта, а также установить и раскрепить по одной паре судоподъемных понтонов ССП-400 в носовой и кормовой оконечностях корабля. Для выравнивания крена и дифферента предполагалось использовать ЦГБ № 5, контейнеры ракетного оружия № 8 и № 10 и понтоны, которые должны были быть оборудованы необходимыми временными системами затопления и осушения.

Вся необходимая конструкторская и технологическая документация, требующаяся для выполнения работ по частичной конвертовке, была уже в ноябре 2001 года без какого-либо финансирования разработана ЦКБ МТ «Рубин», его Северным отделением и 51-м ЦКТИС и передана 82-му СРЗ.

Работы по конвертовке АПК выполнялись силами трех заводов: СРЗ «Нерпа» (носовой блок), 82-м СРЗ (средний блок) и 10-м СРЗ (кормовой блок). Оперативное техническое сопровождение обеспечивали специалисты ЦКБ МТ «Рубин» (В.В.Колесник, В.А.Балов), 51-го ЦКТИС и 40-го ГосНИИ АСД. Было бы несправедливым не отметить, что работниками судоремонтных предприятий в кратчайшие сроки (практически около четырех месяцев) была проделана очень большая и ответственная работа по конвертовке АПК и испытанию герметизируемых объемов, которая осложнялась параллельными работами по выгрузке боезапаса, разборке завалов в носовых отсеках, и обеспечению деятельности следственных органов. И это в условиях полярной ночи, морозов и отсутствия должного финансирования. Напряженно работали и службы Северного флота (ТУ, УПАСР, МИС, УРАВ), которые готовили материально-техническое обеспечение для передокования АПК из ПД-50 в ПД-42. К 15 апреля 2002 года все работы на АПК практически были завершены, а затем плавдок ПД-42 был отбуксирован на акваторию 82-го СРЗ и раскреплен напротив ПД-50.

16 апреля заместителем командующего Северным флотом по вооружению и эксплуатации вооружения М.И. Соколовским была подписана и командующим флотом Г.А.Сучковым утверждена плановая таблица проведения совместной доковой операции по переводу АПК «Курск» из ПД-50 в ПД-42, в которой по часам была расписана вся последовательность этой операции и действия сил и средств, ее обеспечивающих. Планом предполагалось, что на осуществление операции потребуется 73 часа.

Здесь уместно отметить, что в определяющей степени успех операции зависел от правильности расчетов нагрузки, плавучести, остойчивости и посадки АПК на момент ее проведения. Специалисты понимают, что точно определить нагрузку корабля и его центр тяжести можно, только располагая данными по весам и расположению конструкций и оборудования, которые либо остались на нем, либо были уничтожены при взрыве или демонтированы в процессе подготовительных работ. Естественно, что никакой достоверной информацией, особенно по носовой части АПК, расчетчики ЦКБ МТ «Рубин» не располагали (достаточно сказать, что с плавдока ПД-50 было вывезено несколько сотен грузовиков с обломками конструкций, оборудования и приборов). Поэтому приходилось использовать результаты осмотров отсеков и других районов АПК, которые производились специалистами «Рубина» в период работы следственных бригад. Разумеется, что подобный метод расчета нагрузки допускал возможность ошибки, величину которой нужно было предвидеть и иметь средства для ее компенсации.

По результатам окончательного расчета нагрузки и плавучести, выполненного специалистами «Рубина», было принято решение ограничиться установкой в корме АПК только одной пары понтонов ССП-400, что существенно сократило время совместной доковой операции, поскольку, как показала практика, работы по заводке и остропке понтонов требуют нескольких часов напряженного труда в процессе погружения дока.

Для компенсации возможных дифферентов была предусмотрена возможность затопления ЦГБ № 5 двумя пожарными катерами ПЖК, пришвартованными к носовой части АПК (или осушения погружными насосами), а также прием воды в понтоны ССП-400 (или их осушение).

Поскольку по расчету предполагалось иметь крен на правый борт, была предусмотрена возможность приема воды от ПЖК в пустые контейнеры № 8 и № 10 левого борта.

23 апреля комиссией в составе представителей ЦКБ МТ «Рубин», 1-го ЦНИИ МО, 40-го ГосНИИ, 171-го ОКТБ ВМФ, 82-го СРЗ и ТУ СФ был рассмотрен вопрос обеспечения безопасного всплытия АПК «Курск» при проведении доковой операции. Комиссия констатировала, что все работы по конвертовке выполнены в объеме проектно-технологической документации, прочные и легкие объемы проверены на герметичность, а предусмотренные «Плановой таблицей доковой операции» этапы обеспечивают проверку отсутствия поступления воды внутрь прочного корпуса осмотровыми группами и контроль за посадкой. Расчетное значение осадки АПК при всплытии составляло 8.2 – 8.4 метра, а начальная остойчивость системы «АПК – ССП-400» – 2.8 метра.

Акт комиссии, подтверждающий безопасность доковой операции, был подписан Е.А.Горигледжаном (ЦКБ МТ «Рубин»), Л.Н.Яшенькиным (1-й ЦНИИ МО), А.В.Краморенко (40-й ГосНИИ), О.Е.Волоховским (171-е ОКТБ ВМФ), Н.В.Нохриным (82-й СРЗ), С.В.Овечкиным (ТУ СФ), согласован с начальником ТУ СФ В.Н.Заграем и утвержден заместителем командующего СФ М.И.Соколовским.

Доковая операция началась в 8 утра 25 апреля 2002 года и завершилась ровно через сутки, вместо трех по плану, но это были очень напряженные сутки.

В процессе операции велся постоянный контроль за радиационной обстановкой службой РК 10-го СРЗ и осмотр отсеков АПК тремя осмотровыми группами временного экипажа на предмет отсутствия поступления воды. Для решения технических вопросов в процессе операции и постоянного контроля за посадкой АПК была сформирована оперативная группа ЦКБ МТ «Рубин» в составе Е.А.Горигледжана, Г.М.Платонова, К.С.Позняка, И.В.Вильнита и В.А.Лугового. Нам очень активно помогали наши флотские коллеги: Л.Н.Яшенькин, А.Н.Галиченко (1-й ЦНИИ МО), А.В.Краморенко, И.Н.Алексеев (40-й ГосНИИ), Л.А.Судов (51-й ЦКТИС).

Около 21 часа 25 апреля АПК «Курск» отделился от докового опорного устройства плавдока ПЛ-50 и тихо всплыл на расчетную осадку 8.2 метра без крена и дифферента.

Трудно передать глубокое удовлетворение всех участников этой операции, многие из которых потратили на ее подготовку много сил и нервов и не предполагали, что все произойдет так успешно. Не было нештатных ситуаций, не потребовалось выравнивать корабль на плаву, в чем несомненная заслуга рубиновцев, твердо веривших в правильность своих расчетов и вселявших эту уверенность в руководителей операции.

После погружения плавдока ПД-50 на необходимую глубину АПК «Курск» в течение ночи был перетянут буксирными концами, заведенными с плавдока ПД-42, в этот заранее притопленный док, отцентрован и после всплытия ПД-42 поставлен на его доковоопорное устройство (ДОУ).

Утром 26 апреля после осмотра посадки АПК на ДОУ ПД-42 израненный корабль в доке ПД-42 начал свое последнее плавание на СРЗ «Нерпа», куда благополучно и прибыл в тот же день.

В заключение хотелось бы отметить четкую организацию работ руководством и специалистами Северного флота: командующим флотом Г.А.Сучковым, заместителями командующего В.Г.Доброскоченко и М.И.Соколовским, начальником ТУ В.Н.Заграем, начальниками 82-го и 10-го СРЗ В.Ю.Чуриковым и А.В.Кольнером, начальником 171-го ОКТБ О.Е.Волоховским, что во многом определило успешное проведение этой сложной операции.

P.S. Перечитав эту статью, я понял, что мне не избежать критики за излишнюю сухость изложения.

Предвидя это, считаю уместным заметить, что совершенно осознанно написал ее в стиле хроники, поскольку сама тема, как мне казалось, не допускала легкости жанра. Когда в ноябре 2001 года я впервые попал на док ПД-50, где стоял АПК «Курск», дошел до носовой части корабля, которой не было, и заглянул туда, где когда-то был ГКП с молодыми людьми, сидевшими у пультов, у меня непроизвольно сжалось горло и потекли слезы.

Даже в страшном сне мне не могло привидеться такое. Думаю, что многие меня поймут.

Да, жизнь продолжается, и, как всегда, в ней соседствует трагическое и комическое, но я для себя решил, что все, что связано с «Курском», – это свято. Об этом я думал ночью, стоя на палубе дока ПД-50 и видя, как изуродованный корабль на плаву медленно перетягивается тросами в ПД-42 при свете прожекторов.

А позади была большая и напряженная работа, многомесячный труд нескольких сотен людей, которые не покладая рук делали свое дело и которых я старался, по возможности, не забыть в этих своих заметках.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
 

 

Оглавление

Е.А.Горигледжан

Последнее плавание «Курска»

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.