АПРК К-141 «Курск»
21.04.2004

 

А.П. Шандыбо

заместитель начальника
9-го отдела
ФГУП ПО «Севмаш»

Мы поднялись на «Курск» в числе первых

Транспортировка поднятой подлодки в поселок Росляково и постановка ее в плавучий док позволили перейти к выгрузке боевых ракет. Предстояло подготовить разрушенный ракетный комплекс к демонтажу ракет. Поскольку судостроители лучше других знают технологию монтажно-демонтажных работ по ракетному комплексу (РК), корабелам «Севмаша» предоставили право начать эту ответственную операцию.

Предварительно ЦКБ МТ «Рубин» предложило «Севмашу» разработать по результатам подводных осмотров специальную технологию работ по демонтажу этого комплекса с поврежденного корабля. Разработка технологии была поручена технологам В.А.Каликину и С.В.Фомину.

Особенностью ракетного комплекса ПЛ проекта «Антей» является размещение ракет в 24 контейнерах, расположенных побортно снаружи прочного корпуса корабля в балластных цистернах.

Технология предусматривала следующую укрупненную последовательность работ:

  • демонтаж решеток балластных цистерн (БЦ) для доступа в нижнюю часть балластных цистерн;

  • разрезка трубопроводов, подходящих к контейнеру РК для слива воды или смеси керосина с водой;

  • открывание щитов контейнеров;

  • отдраивание кремальер контейнеров;

  • открывание крышек контейнеров;

  • подготовка контейнеров к установке погрузочного агрегата для выгрузки ракет;

  • демонтаж контейнеров совместно с ракетами в случае невозможности выгрузки поврежденных ракет.

Были разработаны различные методы работы с механизмами в зависимости от степени разрушений:

  • с применением технологической системы гидравлики;

  • вручную с использованием талей, домкратов, кранового оборудования;

  • с использованием газовой резки, а в исключительных случаях – гидроабразивной резки конструкций.

Кроме этого было спроектировано и применено более 50 приспособлений и схем.

С особой тщательностью рассматривались вопросы техники безопасности выполнения работ, так как судостроителям впервые предстояло работать в таких взрыво- и пожароопасных условиях.

Технология была согласована со всеми заинтересованными организациями – ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Машиностроение», ФГУП КБСМ, воинскими частями 27177 и 20914, ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова – и утверждена главным инженером «Севмаша» В.П.Пастуховым.

В командировку на Кольский полуостров наши специалисты готовились основательно. Людей подбирали в основном из числа тех, кто занимался монтажом ракетных контейнеров на атомных подводных лодках. Бригады монтажников Г.И.Огоновского и А.А.Чернышева под руководством начальника участка стапельно-сдаточного цеха 55 В.М.Токарева составили костяк группы. Техническое руководство и соблюдение правил техники безопасности обеспечивали специалисты научно-технологического управления (НТУ): заместитель главного технолога по военной технике А. Б. Холодов, инженер-конструктор по проектированию оснастки сложных конструкций С. А. Тихонов, начальник бюро по монтажу оборудования Н.Б.Торопилов и инженер отдела ЯРБ Ф.Н.Перервенко.

Общее руководство работами было поручено заместителю начальника отдела строителей № 9 А.П.Шандыбо. Всего в Росляково выехали 35 человек: А.Н.Еремочкин, М.Г.Ермолин, О.З.Новиков, Д.Г.Своровский, А.Ф.Попов, А.Э.Малиновский, В.А.Карпов, A.M.Сидоров, В.Н.Шабанов, В.А.Мельцов, С.К.Бабкин, В.Д.Мольков, Б.С.Антонов, В.В.Загребальный, Г.П.Афанасьев, СВ.Баклашов, И.Н.Ситаев, А.А.Мальцев, Н.С.Блинов, М.А.Барышев, А.В.Репный, С.А.Коченков, СВ.Мальков, А.А.Вьюгин, С.В.Худяков, С.Д.Анисимов, Е.Ф.Голуб.

Команда комплектовалась на добровольных началах и из числа работников, допущенных в установленном порядке к работам в особо опасных и особо вредных условиях труда на АПЛ.

Работу на подводных лодках корабелы «Севмаша» привыкли связывать с установкой и монтажом контейнеров под ракеты, отладкой систем с использованием действующих макетов ракет. Здесь же, на «Курске», предстояло обеспечить подготовку ракетного комплекса к выгрузке боевых ракет, демонтировать, снимать с боевых позиций поврежденное вооружение.

Наших специалистов инструктировали «перед боем» военные эксперты, руководители проектных организаций. Нам дали возможность осмотреться, привыкнуть к обстановке, пройти психологическую адаптацию. Оставалось время и для того, чтобы разместиться в предоставленных судоремонтным заводом СРЗ-82 помещениях и подготовить к работе привезенные с собой стенды, оснастку, инструмент.

По поручению межведомственной комиссии северодвинские корабелы разработали, согласовали с заинтересованными организациями «Технологический график выполнения и обеспечения работ производственным объединением «Севмаш» на АПК «Курск» по удалению воды из контейнеров, открыванию щитов, отдраиванию кремальер и открыванию крышек контейнеров». В последующем график был взят за основу при планировании ежедневных работ секцией «Вооружение», возглавляемой командиром УРАВ ВМФ России контр-адмиралом Г. К.Еремеевым.

Никогда не забыть тот день и час, когда, ступив на стапель-палубу плавдока, мы своими глазами увидели наш «Курск». Первое впечатление, как известно, самое сильное, и времени оно не подвластно. Сначала взгляду предстала корма АПЛ. Ощущение такое, что никакой трагедии не было. Видимых наружных деформаций корпуса и винто-рулевого комплекса, а также рубки нет. Как нет их на покрытии наружного корпуса. Однако при подходе к носовой части корабля открывалась страшная картина разрушения. Как снаружи, так и внутри.

На палубу «Курска» ведущие специалисты «Севмаша» поднялись вместе с представителями Главной военной прокуратуры. Осмотрели под надстройкой контейнеры и системы, определили их общее состояние. Затем рабочие СРЗ-82 установили леса. Понижение температуры наружного воздуха до минусовых значений внесло свои коррективы в последовательность работ: во избежание замерзания воды, поступившей через разорванные трубопроводы в контейнеры, и последующего разрушения ракет, снаряженных боезапасом и топливом, «Севмашу» в первую очередь было предложено слить воду из всех контейнеров, а СРЗ-82 – обеспечить обогрев теплым воздухом района расположения контейнеров.

В технологической цепочке работ у каждого представителя «Севмаша» было свое рабочее место, каждый делал свое дело. Одни вырезали решетки в балластных цистернах, распиливали трубы слива конденсата из контейнеров, другие демонтировали узлы стопорения щитов, крышек. Одновременно на каждом борту работали по шесть-восемь человек во вторые смены.

При открытии первой крышки присутствовали руководители ВМФ, специалисты ЦКБ МТ «Рубин» и НПО Машиностроения. Напряженность обстановки диктовалась неизвестностью. Никто не знал, что может последовать за тем или иным движением или действием.

Ситуация складывалась по-разному. Одни контейнеры удавалось открывать при помощи технологической системы гидравлики, другие – только с использованием домкрата, лебедки. Некоторые ракеты оказались поврежденными, раздавленными, поэтому вода из контейнеров шла вместе с керосином. Работали, применяя защитные средства, периодически делая замеры содержания паров керосина в воздухе, а также замеры радиационного фона.

По левому и правому борту 2-го отсека покореженные щиты, расположенные над контейнерами, удалось открыть только при помощи газовой резки. На 16-м контейнере при открывании крышки раздался хлопок. Собравшихся на площадке как ветром сдуло. Стали обсуждать с представителями проектанта, что могло произойти и чего следует ожидать. «Думай не думай, а надо идти смотреть», – рассудил бригадир Георгий Огоновский. Оказалось, не выдержав большого давления, треснула деревянная колодка, подложенная под домкрат. Случай из разряда курьезных, но стоил он немалого нервного напряжения.

Месяц морального и физического испытания корабелов подходил к концу. Уже вскрыты все 24 контейнера. Военные выгрузили 16 ракет, а 7 выгрузке и транспортировке штатными средствами не подлежали из-за повреждений. Эти ракеты было необходимо демонтировать вместе с контейнерами по специальной технологии. Завод-исполнитель этой сложной и длительной работы на тот период еще не был определен, и по предложению технологов «Севмаша» в целях предотвращения дальнейшего разрушения ракет была выполнена заливка контейнеров пенополиуретаном.

Дни пребывания ведущих специалистов «Севмаша» в Росляково и работу на АПЛ «Курск» северодвинская пресса назовет командировкой особого назначения. Увидеть, прочувствовать, осознать им выпало немало. Где и когда еще собиралось вместе столько флотских военачальников, ученых, инженеров, рабочих? Причем разговор разных по статусу людей шел на равных. Военные не только ставили задачи, давали пояснения (всеми работами на «Курске» руководил заместитель главкома ВМФ вице-адмирал М.К.Барсков), но и сами спрашивали мнение наших специалистов. Ежедневно, иногда по нескольку раз в сутки, на лодку поднимался генеральный прокурор России В.В.Устинов. Он тоже наблюдал за работой корабелов, задавал вопросы.

Как признаются сами специалисты, чувства, которые они испытали в дни командировки и продолжают испытывать сегодня, не передать в двух словах. Они весьма противоречивы.

С одной стороны, есть удовлетворение от большой выполненной работы. Делали все возможное, не считаясь со временем. Проживая в двухместных номерах мурманской гостиницы, мы заходили в номера только на отдых, когда уже валились с ног. Больше времени проводили на расположенной тут же, в гостинице, базе материально-технического обслуживания «Севмаша», оборудованной аппаратурой связи, компьютером, множительной техникой. Все это позволяло нам оперативно и качественно решать то и дело возникавшие производственные и организационные вопросы с привлечением служб и цехов объединения, а также разрабатывать необходимую документацию как в дневное, так и в вечернее время. И вот сложная и ответственная операция позади: все контейнеры с ракетами «Гранит» открыты. Командование ВМФ и Северного флота выразило корабелам огромную благодарность за их высокий профессионализм, самообладание и выдержку, четкую организацию работы.

С другой стороны, очень тяжело было психологически, видя столь масштабные разрушения корабля, особенно в первое время, когда начали поднимать тела погибших подводников. Для людей, делом жизни которых стало строительство и испытание АЛЛ, мертвая лодка – это трагедия. Ведь «Курск» действительно был гордостью флота. И гордостью «Севмаша».

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
 

 

Оглавление

А.П.Шандыбо

Мы поднялись на «Курск» в числе первых

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.