АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

В.В.Колосков
Рабочая группа «Рубина» в штабе Северного флота

Постановка в док

Еще в январе 2001 года ЦКБ МТ «Рубин» были разработаны предварительные материалы по составу и организации работ при постановке АПК «Курск» в плавучий док ПД-50, обследовании АПК в доке и подготовке к переводу к месту последующей утилизации. В феврале 2001 года эти материалы были рассмотрены на совещании на СРЗ-82 в поселке Росляково с участием специалистов управлений и служб Северного флота.

Протоколом, утвержденным заместителем командующего флотом, определялись первоочередные мероприятия, связанные с постановкой АПК «Курск» в док ПД-50, в том числе разработка программ и методик работ на АПК, мероприятий в обеспечение безопасности постановки, стоянки и выполнения работ в доке ПД-50, документации по постановке АПК в док, а также другие мероприятия.

Разработка документации по постановке АПК в док ПД-50 была поручена ОКТБ «Восход» (Мурманск). В очень сжатые сроки разработаны чертежи постановки АПК в док ПД-50, опорных устройств для постановки АПК, поддона для сбора загрязненной воды с системой откачки воды и передачи ее на специальный транспорт, инструкции по вводу, центровке и посадке на доковый набор АПК с указанием водолазных осмотров, остановок при всплытии дока для осмотров и замеров. Разработка документации велась под непосредственным руководством начальника ОКТБ О.Волоховского и главного инженера С.Николюкина. Согласование документации осуществлялось специалистами корпусного отдела ЦКБ МТ «Рубин» Г.Рубановым и М.Макаровым, работавшими в группе специалистов при штабе Северного флота. Инструкции капитану баржи при доковании АПК были направлены в ЦКБ МТ «Рубин» для дальнейшего согласования с компанией Mammoet.

Через рабочую группу в штабе флота проходило согласование с компанией Mammoet маршрута транспортировки системы «баржа-АПК», а также района постановки на понтоны и района снятия понтонов с системы «баржа-понтоны» после постановки АПК в док.

Гидрографической службой Северного флота и главным штурманом флота были проработаны различные варианты маршрута транспортировки АПК от места подъема до поселка Росляково. Окончательно был принят и согласован с компанией Mammoet прибрежный маршрут буксировки – в район островов Гавриловских, далее вдоль Мурманского побережья – с учетом кратчайшего времени нахождения на глубинах более 100 метров. Буксировка Кильдинским проливом была отвергнута из-за действия в этом районе сильных приливных течений, скорость которых составляет 3.7-4.4 узла, что превышало скорость буксировки. Решение на начало буксировки системы «баржа-АПК» предполагалось принимать только при благоприятном гидрометеорологическим прогнозе на ближайшие двое суток. В случае резкого ухудшения погоды были предусмотрены места укрытия на рейдах Териберский и Кильдин-Восточный. В местах укрытий были установлены швартовные бочки для установки системы «баржа-АПК».

Также было проработано и представлено компании Mammoet несколько вариантов мест постановки и снятия понтонов. После тщательного рассмотрения этих предложений компанией Mammoet был выбран район в губе Белокаменная как наиболее оптимальный по глубинам, течениям и месторасположению (напротив поселка Росляково и места стоянки дока ПД-50).

В сентябре 2001 года доковым отделом технического управления Северного флота с участием специалистов ЦКБ МТ «Рубин», СРЗ-82 и ОКТБ «Восход» была закончена разработка «Плановой таблицы постановки в док ПД-50 82-го СРЗ ВМФ АПК «Курск». 7 сентября 2001 года она была утверждена командующим Северным флотом адмиралом Поповым.

»Плановая таблица» с точностью до 1 часа, начиная со времени «Ч» (начало доковой операции, погружение дока, доставка на комплекс «баржа-АПК-понтоны» швартовной команды и докмейстеров), определяла всю строгую последовательность мероприятий по погружению дока, буксировке и вводу в док системы «баржа-АПК-понтоны», постановке АПК на доковые основания, всплытию дока до осадки, позволяющей произвести демонтаж стрендов с подлодки, выводу системы «баржа-понтоны» из дока, всплытию дока до осадки, предполагающей выход верхней кромки прочного корпуса на 1 метр выше уровня воды, и высадке на АПК следственной группы Главной военной прокуратуры со специалистами службы РХБЗ Северного флота для проведения осмотра надстройки, радиационных измерений и отбора проб воды на анализ из 4-го, 5-го, 7-го и 8-го отсеков через технологические вырезы в прочном корпусе.

Заканчивалась «Плановая таблица» временем «Ч+126»: всплытие дока на рабочую осадку 6.2 метра – окончание доковой операции, измерение уровней жесткого гамма-излучения в районе носового и кормового реакторов в нижней части легкого корпуса для оценки состояния ЯР.

»Плановой таблицей» предусматривались также экстремальные варианты мероприятий в случае высокой радиоактивности воды в реакторном отсеке: вырезка комингса прочного люка реакторного отсека, демонтаж сборки «ремонтный люк в сборе с крышками», заведение в док танкера ТНТ-12, откачка воды из реакторного отсека в танкер. Но проведения этих мероприятий не потребовалось, поскольку пробы воды, взятые через отверстия, высверленные в крышках ремонтного люка, показали, что радиоактивность воды в реакторном отсеке не превышает допустимой нормы.

В соответствии с разработанным компанией Mammoet проектом постановки АПК «Курск» в док ПД-50 после транспортировки и доставки системы «баржа-АПК» к поселку Росляково, для создания осадки системы, необходимой для операции постановки в док, под систему «баржа-АПК» должны были заводиться понтоны. Понтоны по документации компании Mammoet были изготовлены на производственном объединении «Севмаш» (Северодвинск).

Согласно контракту, «ПО «Севмаш» должно было доставить понтоны в поселок Росляково до 15 сентября. Учитывая возможное ухудшение погоды, перегон был осуществлен до 10 сентября. Перегон понтонов выполнялся по очереди: сначала был отбуксирован понтон «Mar», затем понтон «Gon». Передача понтонов представителю компании Mammoet состоялась 16 сентября. Понтоны были пришвартованы к пирсу СРЗ-82 в поселке Росляково вблизи ПД-50. Обслуживание понтонов и их подготовку к операции выполняли два представителя компании Marin Heavy Lift Partners B.V., работами руководил инженер Паул ван дер Арк. Позднее к ним присоединился инспектор по понтонам компании Дирк ван дер Тоорн. В их задачу входила доработка систем понтонов и устранение неисправностей, которые были выявлены при испытании систем понтонов на ПО «Севмаш» в Северодвинске.

Подготовка систем понтонов к операции постановки в док АПК «Курск» выполнялась с привлечением оборудования и специалистов СРЗ-82, работами руководил мастер В.Бандин. Контроль за проведением работ со стороны ЦКБ МТ «Рубин» выполняли специалисты: по судовым системам – А.Коровин, по корпусу – О.Кузьмин и по теории корабля – П.Баранов. Необходимо было заменить гибкие патрубки, соединявшие наливные погружные насосы с гидроприводом и трубопроводы. Сначала, в Северодвинске, компанией Smit были поставлены патрубки, ранее бывшие в употреблении, причем, судя по их внешнему виду, эксплуатировавшиеся весьма интенсивно. Патрубки при попытке налива воды в танки понтонов дали течь, потрескавшись по длине. Длина трещин была порядка 200 – 400 миллиметров. В связи с тем, что изготовление необходимых деталей систем на СРЗ-82 было исключено по причине отсутствия на заводе необходимого оборудования, их доставили из Киркинеса. Причем с опозданием, 26 сентября, несмотря на то, что необходимость замены неисправных частей была выявлена в конце августа. По завершении ремонта 4 октября были проведены испытания систем и замер производительности наливных и отливных насосов. Замер производительности отливных насосов дал результат от 393 до 401 тонны в час по разным насосам. Пробное погружение до рабочей глубины не производилось, так как конструкция понтонов с несимметрично расположенными башнями плавучести малого объема определяла метод погружения с устранением крена внешними усилиями: на палубе баржи «Giant 4» устанавливались лебедки для удержания понтонов. Естественно, такого оборудования на СРЗ не было. Полностью испытать понтоны можно было только при наличии баржи «Giant 4». Завершение работ подтвердили актом испытания балластных систем понтонов от 5 октября 2001 года. Со стороны компании Mammoet он был подписан Паулом ван дер Арком и со стороны «Рубина» – М.Макаровым.

9 октября компанией Mammoet составлен документ о готовности понтонов к работе в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. Инструкция № 103163-W-M24-01 предусматривала погружение понтонов, заведение их под баржу, фиксацию, подъем комплекса «баржа-АПК-понтоны» до необходимой для постановки в док осадки и подтверждение готовности к транспортировке.

10 октября 2001 года система «баржа-АПК» была прибуксирована на рейд бухты Белокаменная и установлена на швартовные бочки напротив поселка Росляково.

В доке ПД-50 заканчивались подготовительные работы к постановке подлодки. В связи с тем, что подъем «Курска» был произведен с корпусными конструкциями, выступающими в нос от намеченной линии реза, было срочно произведено наращивание в длину поддона, установленного для стока воды из АПК.

10 октября 2001 года на барже «Giant 4» на совещании полномочных представителей госзаказчика, заказчика и исполнителя М.К.Барсковым, И.Д.Спасским, П.Синке и В.Хельменсом были рассмотрены и обсуждены вопросы технологии проведения работ по подготовке сборки «баржа-АПК-понтоны» к постановке в док. Представители компании Mammoet и Smit сообщили об увеличении продолжительности этой операции на три дня по сравнению с предусмотренной по контракту. В результате обсуждения сторонами была согласована технологическая последовательность и сроки выполнения основных этапов операции по подготовке сборки «баржа-АПК-понтоны» к постановке в ПД-50. Одновременно был рассмотрен вопрос о демонтаже зацепов перед выводом сборки «баржа-понтоны» из дока. Российская сторона согласилась с предложенным компанией Mammoet способом демонтажа зацепов. В случае проблем с их извлечением домкратами из прочного корпуса АПК исполнитель обеспечит их удаление путем обрезания несущих пучков стрендов газорезкой с последующим демонтажем оставшихся в прочном корпусе зацепов (после вывода из дока системы «баржа-понтоны») с помощью крана в доке ПД-50. При этом для сведения лап зацепов должна использоваться автономная система гидравлики компании Mammoet.

13 октября 2001 года началась подготовка к заведению понтонов под систему «баржа-АПК». Сначала решено было завести понтон с левого борта. Операция проводилась специалистами компании Smit по технологии, предусмотренной инструкцией № 103163-W-M24-01, по которой вначале создавался дифферент на носовую часть понтона, а затем производилось выравнивание дифферента за счет принятия забортной воды в кормовые танки понтона. В момент, когда уровень воды поднялся выше палубы, понтон резко наклонился в корму, с нарастающим дифферентом ушел под воду и достиг грунта. Анализ ситуации, проведенный специалистами ЦКБ МТ «Рубин», ВМФ и компании Mammoet, показал, что несанкционированное затопление понтона произошло из-за потери продольной остойчивости в результате конструкторских недоработок. В целях исключения повторения подобной ситуации были приняты следующие решения.

Для увеличения остойчивости предлагалось установить в вертикальном положении у башен понтонов по одному понтону ССП-80 объемом 80 кубических метров, в оконечностях – по одному понтону ССП-200 объемом 200 кубических метров.

Для уменьшения площади свободной поверхности воды в танках при погружении понтона решено было вначале вести заполнение двух танков (кормового, расположенного ближе к барже, и носового – по диагонали от заполненного кормового), а затем, после их полного заполнения, двух других танков. Для исключения поступления воды в цистерны понтона после выключения подающих насосов – установить на трубопроводах заполнения разобщающие заслонки.

Внедрение этих мероприятий задержало работы на двое суток. Правильность принятых решений подтвердилась в дальнейшем нормальным ходом работ по заведению понтонов под систему «баржа-АПК».

В начале октября рабочая группа из штаба Северного флота полностью перебазировалась на СРЗ-82 в поселок Росляково. Начальник СРЗ-82 капитан 1 ранга В. Чуриков выделил рабочие помещения для специалистов «Рубина»: комнату в здании инженерного корпуса, который в обиходе был известен как «семиэтажка», и помещение в левой башне дока, рядом с комнатой, где расположилась группа оперативного планирования управления работ в доке ПД-50 штаба Северного флота. В рабочую комнату в «семиэтажке» перевезли из штаба флота ксерокс, телефакс, компьютеры, все делопроизводство и документацию.

С командованием Северного флота был решен вопрос размещения и проживания специалистов ЦКБ МТ «Рубин», прибывающих для участия в работах по обследованию АПК «Курск». Для них было выделено 30 мест на установленном рядом с доком ПД-50 гидрографическом судне «Визир». Все наши специалисты, входившие в состав следственных групп, были размещены на «Визире» в одноместных и двухместных каютах. Были также зарезервированы каюты для И.Д.Спасского и И.Л.Баранова.

Следует отметить, что от проживания на «Визире» у наших сотрудников остались самые благоприятные впечатления: доброжелательное отношение команды, чистота и порядок в каютах и на судне, невысокая плата за трехразовое достаточно приличное питание, близость к месту работы – за все это рубиновцы остались благодарны команде ГС «Визир».

19 октября заведение понтонов было закончено, и 21 октября 2001 года система «баржа-АПК-понтоны» заведена в док ПД-50. В 0 часов 25 минут 22 октября 2001 года «Курск» установили на доковые основания, можно сказать, с ювелирной точностью: продольное смещение составило от расчетного 150-200 миллиметров.

23 октября в 11 часов 54 минуты система «баржа-понтоны» была выведена из дока ПД-50, и началось всплытие дока, с запланированными остановками, на рабочую осадку.

При выходе из воды верхней кромки прочного корпуса на 1 метр всплытие дока было приостановлено. На надстройку была высажена следственная группа по ее осмотру. Одновременно специалисты службы РХБЗ Северного флота взяли пробы воды из 4-го, 5-го, 7-го и 8-го отсеков через технологические вырезы. Из 6-го отсека пробы воды взяты через высверленные отверстия в крышках погрузочного люка. Анализ проб воды показал, что уровень радиоактивности в пределах нормы.

25 октября 2001 года в 18.00 док ПД-50 всплыл на рабочую осадку 6.2 метра. Операция по постановке АПК «Курск» в док закончилась.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
[далее...]

 

Оглавление

В.В.Колосков

Рабочая группа «Рубина» в штабе Северного флота

Экспедиция особого назначения

Подготовительные работы

Постановка в док

Обследование АПК

АПК «Орел»

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.