АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

М.К.Барсков
Л.Н.Яшенькин
АПК "Курск". Хроника поиска истины

Март 2001 года.
Уточнение версий аварии

Анализ данных наружного осмотра АПК и места аварии

Характеристика технического состояния затонувшего АПК «Курск» и места аварии была составлена по результатам обследований различными средствами: глубоководными аппаратами Северного флота, глубоководными обитаемыми аппаратами (ГОА) «Мир», подводными дистанционно управляемыми аппаратами платформы «Регалия».

За кормой лежащего на грунте «Курска», в зоне приблизительно 100 на 150 метров с центром, находящимся приблизительно в 60 метрах от корпуса АПК, ГОА «Мир» обнаружили фрагменты практической торпеды 65-76А калибра 650 мм, фрагменты оборудования ТА № 4 (волнорезный щит), а также фрагменты гидроакустического комплекса. Указанные фрагменты имели следы выраженного взрывного и высокотемпературного воздействия. Исходя из этого факта, можно было предположить, что несколько ранее, в точке, находящейся дальше в корму от АПК и от места падения этих обломков, произошло событие, связанное с выбрасыванием фрагментов практической торпеды из ТА № 4, вызвавшее также разрушение антенны гидроакустического комплекса, расположенной в районе носовой оконечности.

После первичного аварийного события до момента падения на грунт АПК «Курск» прошел порядка 250 метров. Наличие большого числа обломков, фрагментов корпуса и оружия в носовом секторе от АПК свидетельствует, что произошел взрыв большой мощности, приведший к разлету осколков в водной среде на дистанцию около 200 метров.

Взрыв, вероятно, произошел на грунте, что подтверждается локальным расположением разрушенных конструкций прочного корпуса (ПК) и легкого корпуса (ЛК), а также значительным заглублением корпуса в грунт, причем в нижней части грунтового вала, образовавшегося в районе носовой оконечности и 1-го отсека АПК, имеются глубокие трещины с гладкими поверхностями, которые могли быть образованы прорывающимися после взрыва газами.

Внутри разрушенного первого отсека находились хаотично расположенные фрагменты конструкций и оборудования. Отдельные фрагменты прочного корпуса, включая носовую сферическую переборку, образовали вместе с внутрикорпусными конструкциями завал, внешним контуром которого была кромка разрушенной обшивки легкого корпуса. Внутри этого завала, в верхней его части по левому борту, обнаружена казенная часть трубы ТА калибра 53, задняя крышка этого ТА закрыта, вогнута внутрь ТА, кремальера видимых повреждений не имеет.

Межотсечная переборка на 22-м шпангоуте (между 1-м и 2-м отсеками) отсутствовала. Настилы, притыкавшиеся к этой переборке со стороны 2-го отсека, не обнаружены.

Подводными дистанционно управляемыми аппаратами платформы «Регалия» тщательно осмотрен район непосредственно под обтекателем первого ракетного контейнера, где обнаружена зона деформации легкого корпуса с центром, находящимся примерно в 2.5 метра ниже обтекателя, имеющая вогнутость внутрь корпуса со стрелкой погиби около 0.8 м. Указанная зона заметных разрывов обшивки не имела. В результате осмотра этого фрагмента корпуса после его подъема стало ясно, что имеющиеся деформации легкого корпуса являются следствием воздействия взрывной волны. Таким образом, прямых подтверждений внешнего воздействия на корпус АПК «Курск» найдено не было. Тем не менее сохранилось предположение, что следы внешнего воздействия могли быть утрачены вследствие второго взрыва.

Всего на поверхность было поднято более 200 единиц различных фрагментов корпусных конструкций, механизмов, устройств, снаряжения и элементов оружия АПК «Курск».

Поднятые фрагменты резервуара окислителя практической торпеды 65-76А имели следы контакта с трубопроводом системы термостатирования, расположенной в торпедном аппарате. При этом отпечаток профиля элемента системы на корпусе торпеды был абсолютно четкий и не «размазан» в продольном направлении торпеды. Это свидетельствовало о том, что взрыв произошел внутри резервуара окислителя практической торпеды и привел к разрушению торпеды, возможно, казенной части торпедного аппарата, после чего произошел выброс разрушенных фрагментов через открытые взрывом переднюю и заднюю крышки торпедного аппарата.

Появилась возможность уточнения основных версий аварии.

Версия столкновения продолжала разрабатываться, исходя из следующих фактов:

  • обнаружение в районе аварии двух буев неизвестной принадлежности, один из них имел аварийную раскраску, не применяющуюся на подводных лодках ВМФ России;

  • наличие аномалии глубин (примерно 15 метров по высоте), зафиксированное эхолотом тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» в районе буев на расстоянии двух километров от атомной подводной лодки «Курск», могло быть подводной лодкой, лежащей на грунте;

  • наличие топливного пятна в 15 милях от района нахождения плавающих предметов, предположительно относящихся к атомной подводной лодке «Курск», могло свидетельствовать о нахождении второй аварийной атомной подводной лодки в данном районе.

О факте возможного наблюдения иностранной подлодки свидетельствовало положение перископа АПК «Курск», развернутого на 160 градусов правого борта.

Для предотвращения столкновения «Курском» была предпринята попытка экстренного погружения для «подныривания» под иностранную АПЛ, однако избежать столкновения не удалось. Исходя из кинематической схемы столкновения, считалось, что АПК «Курск» мог получить повреждения легкого корпуса, обтекателя ГАС и межкорпусного насыщения в верхней части носовой оконечности, в том числе замятие торпедного аппарата № 4.

После столкновения иностранная атомная подводная лодка, возможно, получив повреждения, была вынуждена лечь на грунт. Версия подрыва на мине продолжала разрабатываться, так как, анализируя состояние корпуса АПК и его корпусных конструкций по данным визуального осмотра, можно было заключить, что при аварии имело место динамическое взрывное воздействие значительной мощности. Данные о характере разрушений корпуса совпадали с оценками норвежской сейсмической станции по уровню мощности заряда.

Версия первичного внутреннего взрыва анализировалась в направлении установления причин и условий, приведших к разрушению резервуара окислителя практической торпеды 65-76А. Следы его контакта с трубопроводом системы термостатирования, расположенной в торпедном аппарате, свидетельствовали о том, что взрыв произошел внутри резервуара окислителя практической торпеды.

Ход протекания аварии

Он представляется следующим образом. От столкновения с иностранной подводной лодкой или от подрыва на мине (версии 1 и 2) АПК «Курск» получил повреждения верхней части носовой оконечности. Произошло частичное разрушение обтекателя антенны ГАК, арматуры системы ВВД и продувания балластных цистерн, межкорпусного насыщения, носовых горизонтальных рулей, замятие торпедных аппаратов, в том числе ТА № 4. От замятия ТА № 4 деформировалась находившаяся в нем практическая торпеда 65-76А, произошел разрыв арматуры воздушного баллона этой торпеды, разрушение топливных емкостей торпеды, смешение под давлением и тепловой взрыв топливных компонентов внутри торпедного аппарата (версия 3).

Происходит выброс продуктов взрыва через открытые взрывной волной переднюю и заднюю крышки торпедного аппарата. Личный состав 1-го отсека одномоментно погибает от взрывной волны. Поскольку давление во фронте взрывной волны могло достигать 200 килограммов на квадратный сантиметр, могла быть разрушена казенная часть торпедного аппарата.

Выброшенные в 1-й отсек фрагменты практической торпеды могли вызвать повреждение боевых торпед на стеллажах и воспламенение топлива перекисной торпеды в отсеке.

В отсек начинает поступать вода. Принятый груз воды дифферентует подводную лодку на нос. В отсеке начинается высокотемпературный объемный пожар. Подводная лодка врезается в грунт и некоторое время скользит по нему носовой оконечностью.

В результате пожара алюминиевые детали торпеды горят, развитию пожара способствует возгорание комплектов химической регенерации воздуха В-64. Разрушаются топливные баки второй торпеды 65-76А, находящейся на стеллажах в отсеке, топливо из нее поступает в отсек. В отсеке, где осталась газовая подушка, на поверхности воды плавает керосин, в нее поступает атомарный кислород из разлагающейся перекиси водорода. В газовой подушке пожар продолжается. Через 136 секунд после первого взрыва и начала объемного пожара взрываются БЗО нескольких торпед.

Личный состав 1-го отсека погиб в первые секунды от воздействия ударной волны первого взрыва. Взрывной волной второго взрыва были разрушены 1-й, 2-й и 3-й отсеки. Личный состав во 2-м и 3-м отсеках, оставшийся в живых после первого взрыва и последовавшего за ним пожара, одномоментно погиб от воздействия взрывной волны. В 4-м, 5-м, 5-бис отсеках, ввиду их непосредственной близости к фронту взрывной волны, личный состав, очевидно, погиб или получил столь значительные травмы, что был не в состоянии перейти в кормовой 9-й отсек. Осмотр 4-го отсека водолазами показал, что оборудование осталось на своих штатных местах, только легкие перегородки кают вывалились из мест их крепления; на подволоке отсека следов пожара не обнаружено. Аналогичную картину можно ожидать и в 5-м, 5-бис и 6-м отсеках. В 8-м и 9-м отсеках, как показал осмотр их водолазами, оборудование также осталось на штатных местах. В 8-м отсеке следов пожара не обнаружено. Аналогичную картину можно ожидать и в 7-м отсеке. Личный состав 7-го и 8-го отсеков, несмотря на полученные травмы, мог перейти в 9-й отсек, захватив с собой спасательное снаряжение.

Кормовые отсеки заполнялись водой, что, скорее всего, было вызвано разрушением трубопроводов систем, проходящих транзитом из носовых разрушенных отсеков. Анализ разрушений АПК «Курск» показал, что разрушены магистральные трубопроводы (идущие от 1-го отсека до кормовых 7-го, 8-го и 9-го отсеков) следующих систем: водоотливной, осушительной, дифферентной, охлаждения корабельного оборудования и радиоэлектронной аппаратуры (всего 9 магистральных трубопроводов).

Ориентировочный расчет времени затопления 7-го, 8-го и 9-го отсеков показал, что при образовании указанных неплотностей в трубопроводах эти отсеки могли быть затоплены через 6 часов.

Кроме того, при обследовании водолазами 9-го отсека обнаружены следы воздействия высоких температур. Пожар в 9-м отсеке, скорее всего, мог возникнуть на завершающей стадии затопления отсека. На поверхности воды образовалась масляная пленка (возможные источники — поддоны компрессоров 9-го отсека и токарный станок). Когда вода дошла до комплектов В-64, приготовленных к работе, при взаимодействии с водой произошло бурное выделение кислорода, что вызвало вспышку масляной пленки и пожар.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
[далее...]

 

Оглавление

М.К. Барсков, Л.Н. Яшенькин

АПК "Курск". Хроника поиска истины

Август 2000 года.
Формирование основных версий

 - Характер и объем имеющейся информации
 - Предполагаемые причины взрыва торпедного боезапаса
 - Версия столкновения с подводной лодкой
 - Версия подрыва на мине
 - Версия первичного внутреннего взрыва

Март 2001 года.
Уточнение версий аварии

 - Анализ данных наружного осмотра АПК и места аварии
 - Ход протекания аварии

Июнь 2002 года.
Установление причины катастрофы

 - Состояние корпусных конструкций
 - Состояние комплекса ракетного оружия
 - Состояние комплекса торпедно-ракетного вооружения (ТРВ)
 - Обследование внутренних помещений АПК

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.