АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

И.Л.Баранов
Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

Послесловие

Способность АПК «Курск» противостоять ударным воздействиям извне даже атомного подводного взрыва благодаря достоинствам подводной лодки – ее конструктивной защищенности, живучести и надежности оборудования – оказалась бессильной перед случившейся 12 августа 2000 года катастрофой, вызванной взрывом боезапаса торпедного оружия внутри прочного корпуса.

Разрушительная сила этого взрыва, направленная на внутренние конструкции корабля и живых людей – членов экипажа носовых отсеков, погубила личный состав главного командного поста в первые секунды после первого взрыва, поэтому необходимые действия по борьбе за живучесть произведены не были, противостоять шквальному воздействию взрывной волны, огня и отравляющих газов в 1-м и 2-м отсеках было уже некому.

Внезапность катастрофы, произошедшей на АПК «Курск», привела к тому, что экипаж подводной лодки не смог оказать противодействие разрушительной силе взрыва боезапаса торпедного оружия, разорвавшегося внутри прочного корпуса корабля, и не успел воспользоваться средствами спасения, которыми был оснащен АПК.

Только этим можно объяснить оставшийся в баллонах 100-процентный запас воздуха высокого давления, не использованный при аварии, хотя для включения системы аварийного продувания цистерн главного балласта достаточно было лишь нескольких секунд, чтобы повернуть соответствующий ключ на пульте корабельной системы технических средств, на котором несется непрерывная вахта.

Только этим можно объяснить открытое положение захлопок системы общесудовой вентиляции носовых отсеков на межотсечных переборках, через которые после первого взрыва прошла волна мгновенного резкого скачка давления (более 15 килограммов на квадратный сантиметр), выведшая из строя личный состав главного командного пункта, располагаемого во 2-м отсеке. После второго взрыва через эти же открытые захлопки хлынула забортная вода, проникшая внутрь подводной лодки через разрушенный вторым взрывом прочный корпус 1-го отсека, которая затопила в течение 790 секунд всю носовую часть АПК до 5-бис отсека включительно.

К сожалению, помощь оставшимся в живых и перешедшим в 9-й отсек подводникам пришла слишком поздно – через 42 часа после гибели корабля.

Осуществить посадку спасательных аппаратов на комингс-площадку 9-го отсека уже было невозможно из-за того, что к тому времени в отсеке никого не осталось в живых, а отсек был полностью затоплен водой, давление в нем сравнялось с забортным. Это и явилось причиной «неприсоса» аппаратов к предкамере аварийно-спасательного люка.

Несмотря на принятые конструктивные проектные решения по обеспечению живучести, корабль затонул в результате взрыва торпедного оружия. Почему?

Постараюсь ответить на этот вопрос.

После первого взрыва началось затопление 1-го отсека через комингс трубы разрушенного торпедного аппарата № 4. Скорость заполнения отсека забортной водой составила 3.5 кубических метра в секунду на перископной глубине с последующим возрастанием по мере падения подводной лодки на грунт. Однако затопление 1-го отсека еще не являлось роковым – подводная лодка могла всплыть и находиться на поверхности моря, так как переборка между 1-м и 2-м отсеками сохранила свою целостность после взрыва торпеды в торпедном аппарате № 4 и гарантированно выдерживала статическое давление водяного столба высотой до 130 метров (с учетом коэффициента запаса). Запас плавучести подводной лодки и запасы воздуха высокого давления обеспечивали ей возможность всплытия из-под воды и плавания в надводном положении при любом одном затопленном отсеке.

Для того, чтобы лодка всплыла, нужно было продуть жидкий балласт из цистерн главного балласта поворотом ключа «аварийное продувание» с центрального пульта управления в главном командном посту. Этого сделано не было, и лодка затонула с неизрасходованным запасом воздуха, предназначенного для продувания цистерн главного балласта.

С большой степенью вероятности по результатам судебно-медицинской экспертизы тел погибших моряков можно предположить, что личный состав главного командного поста потерял способность управления лодкой в первые секунды после взрыва вследствие контузии или мгновенной смерти от воздействия взрывной волны, усиленного замкнутым объемом. Каким образом взрывная волна из 1-го отсека прошла во 2-й отсек и далее, оказывая губительное воздействие на личный состав, стало ясным в результате обследования АПК «Курск» в доке ПД-50.

В соответствии с требованиями Руководства по борьбе за живучесть (РБЖ – при плавании подводной лодки по готовности № 1) все двери и вентиляционные захлопки межотсечных переборок должны быть закрыты и задраены.

В результате обследования установлено следующее:

  • на переборке между 1-м и 2-м отсеками межотсечная дверь была закрыта и задраена, вентиляционные захлопки открыты;

  • на переборке между 2-м и 3-м отсеками межотсечная дверь на второй палубе была закрыта и задраена, на первой палубе – открыта, вентиляционные захлопки открыты;

  • на переборке между 3-м и 4-м отсеками межотсечная дверь была закрыта и задраена, вентиляционные захлопки открыты;

  • на переборке между 4-м и 5-м отсеками межотсечная дверь на второй палубе была закрыта и задраена, на третьей палубе – закрыта на защелку, вентиляционные захлопки открыты;

  • на переборке между 5-м и 5-бис отсеками межотсечная дверь закрыта и задраена, вентиляционные захлопки открыты.

Таким образом, в момент взрыва возросшее давление (предположительно около 15 килограммов на квадратный сантиметр) на срезе торпедных аппаратов вместе с продуктами горения перекисно-керосиновой смеси по трубам носового кольца системы судовой вентиляции прорвалось во 2-й и другие отсеки, включая 5-бис отсек. Воздушная подушка 1-го отсека с отравляющим газовым составом под давлением забортной воды, вливающейся через торпедные аппараты, также «ушла» в эти отсеки по системе вентиляции, усугубляя отравляющее действие на находящихся внутри пока еще не разрушенных отсеков моряков...

По заключению судебно-медицинской экспертизы, личный состав 2-го, 3-го, 4-го, 5-го и 5-бис отсеков погиб от острого ингаляционного (при вдыхании) отравления окисью водорода. Личный состав 1-го отсека погиб в момент взрыва торпеды от непосредственного воздействия взрывной волны. При обследовании установлено также, что на многих моряках, кроме найденных во 2-м отсеке, были надеты маски индивидуальных дыхательных аппаратов. Это говорит о том, что в промежутке между первым и вторым взрывами эти моряки включились в борьбу за живучесть.

Второй взрыв произошел через 136 секунд после первого в результате детонации взрывных отделений боевых торпед, находящихся на стеллажах. В результате второго взрыва прочный корпус был разорван по периметру в районе 11-го – 15-го шпангоутов. Это свидетельствует о том, что разрушающие усилия от второго взрыва намного превосходили расчетные величины, заложенные в проект. А они были заложены с двукратным запасом прочности, исходя из условия многократного погружения АПК на предельную глубину при использовании подводной лодки по прямому назначению и с учетом напряжений, возникающих от воздействия атомного подводного взрыва на расстоянии критического радиуса.

Разрыв прочного корпуса по периметру разорвал и разрушил все магистральные трубопроводы. Гидравлический удар от взрыва по заполненным водой трубам также превысил все расчетные запасы прочности и, по всей вероятности, привел к разгерметизации соединений или образованию разрывов (свищей) в теле самих труб, что явилось причиной быстрого затопления кормовых отсеков (7-го, 8-го и 9-го).

Мертвая лодка легла на грунт.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
 

 

Оглавление

И.Л.Баранов

Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

История создания подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами

Особенности многоцелевых атомных подводных лодок "Антей"

Общие сведения об устройстве и морских качествах АПК "Курск"
 - Ракетный комплекс
 - Торпедно-ракетный комплекс
 - Энергетическая установка
 - Электроэнергетическая система
 - Комплексная система управления техническими средствами

Общесудовые системы, обеспечивающие повседневную эксплуатацию корабельного оборудования
 - Система погружения и всплытия
 - Система воздуха высокого давления
 - Система общесудовой и рулевой гидравлики
 - Система водяного охлаждения
 - Обитаемость

Общекорабельные технические средства и системы спасения личного состава
 - Спасательные средства
 - Система осушения
 - Стационарная дыхательная система
 - Системы пожаротушения
 - Система обеспечения всплытия аварийной ПЛ с грунта
 - Аварийное продувание цистерн главного балласта повышенной эффективности

Послесловие

 

 

 

 

Зоны разрушений АПК "Курск" после взрыва боезапаса в 1-м отсеке

 

 

И.Баранов и И.Овиденко на палубе баржи "Giant 4"

 

 

АПК "Курск" в доке

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.