АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

И.Л.Баранов
Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

Общекорабельные технические средства и системы спасения личного состава

Конструктивно подводная лодка разделена по длине на две зоны спасения: носовую – с 1-го по 4-й отсек и кормовую – с 5-го по 9-й отсек, разделенные прочной переборкой, рассчитанной на давление 40 килограммов на квадратный сантиметр.

В носовой зоне размещена камера спасательная всплывающая (КСВ), предназначенная для спасения всего экипажа АПК (вместимость КСВ – 115 человек, аварийный запас средств жизнеобеспечения – на 6 суток) с любой глубины вплоть до предельной. Предусмотрена также возможность самостоятельного выхода личного состава из 1-го отсека через торпедные аппараты по буйрепу с глубины до 120 метров.

В кормовой зоне спасения размещен аварийный спасательный люк, предназначенный для самостоятельного выхода личного состава и посадки на комингс-площадку люка спасательного глубоководного аппарата или спасательного колокола для вывода личного состава с аварийного АПК.

Каждая зона состоит из отдельных отсеков, разделенных межотсечными переборками, основное назначение которых – обеспечение надводной непотопляемости корабля. Каждая такая переборка рассчитана на статическое давление, соответствующее глубине 100 метров. Переборка между зонами спасения выдерживает давление, соответствующее глубине погружения подводной лодки на 400 метров.

Каждая зона спасения оснащена всеми техническими средствами жизнеобеспечения и спасения личного состава.

 

Спасательные средства

Средства спасения личного состава при возникновении аварии, как самостоятельно, так и с привлечением сил поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота, при нахождении аварийного АПК на грунте позволяют осуществлять:

  • оповещение о месте и характере аварии АПК аварийно-информационным устройством после его отдачи и всплытия на поверхность. Автономный, всплывающий с глубин до 1000 метров буй обеспечивает автоматическую передачу информации на расстояние до 3000 километров в течение 5 суток о характере аварии на подводной лодке и координатах ее нахождения в момент отделения буя от подводной лодки;

  • обозначение местонахождения аварийного АПК гидроакустическим сигнализатором;

  • спасение личного состава с использованием камеры спасательной всплывающей;

  • самостоятельный выход личного состава через спасательный люк 9-го отсека и (или) верхние торпедные аппараты 1-го отсека;

  • вывод личного состава с помощью спасательного глубоководного аппарата или спасательного колокола после их посадки на комингс-площадку аварийно-спасательного люка 9-го отсека;

  • подачу воздуха высокого давления для продувания цистерн главного балласта;

  • подъем лежащего на грунте АПК путем продувания цистерн главного балласта подачей воздуха со спасательного судна;

  • подъем лежащего на грунте АПК (с затопленным одним отсеком) специальными надводными судоподъемными средствами с использованием установленных в надстройке подводной лодки штоковых устройств.

Связь личного состава между отсеками лежащего на грунте АПК обеспечивается аппаратурой безбатарейной телефонной связи, аварийной телефонной связью, а также с помощью портативных переносных радиостанций.

Спасательный люк 9-го отсека АЛЛ проектов 949 и 949А позволяет использовать спасательное снаряжение подводника, принятое на вооружение в 1980 году.

Люк оборудован системой шлюзования с полуавтоматическим или ручным способом управления и позволяет осуществлять выход личного состава с глубины до 220 метров, а также шлюзование при выходе по буйрепу с глубины до 100 метров без затопления 9-го отсека.

Конструкция верхних и нижних крышек люка, а также их манжетные уплотнения обеспечивают возможность сохранения в люке избыточного давления не более 6 килограммов на квадратный сантиметр, что позволяет обеспечить работоспособность личного состава при подготовке к самостоятельному покиданию затонувшей подводной лодки. Такая конструктивная схема обеспечивает шлюзование подводника в люке при выходе как из отсека с нормальным давлением, так и из отсека с повышенным давлением.

Комингс-площадка над 9-м отсеком обеспечивает посадку спасательного глубоководного аппарата или спасательного колокола, опускаемого по направляющему тросу.

 

Система осушения

При аварийном затоплении подводной лодки осушение отсеков с 1-го по 5-бис насосных выгородок реакторного отсека и с 7-го по 9-й отсек обеспечивается водоотливной системой; при этом время осушения наибольшего заполненного объема одного из отсеков в надводном положении не превышает 10 часов.

С целью предотвращения распространения аварии за пределы аварийного отсека и обеспечения эффективности действий личного состава по герметизации аварийного отсека на магистральных трубопроводах системы холодной воды установлены:

  • клапаны для отключения расширительных баков, связанных с атмосферой отсека;

  • трубопроводы систем и водяной тракт охлаждаемого оборудования испытаны на плотность давлением 1.25 МПа (12.5 килограмма на квадратный сантиметр), соответствующим испытательному давлению межотсечных переборок, и являются поэтому равнопрочными с межотсечными переборками, что позволяет сохранить работоспособность систем до разрушения переборок или магистральных трубопроводов;

  • трубопроводы от прочной переборки, установленной между зонами спасения до клапанов герметизации прочной переборки, испытаны на плотность давлением 5.0 МПа (50 килограммов на квадратный сантиметр), что обеспечивает возможность сохранения работоспособности систем охлаждения оборудования АПК в неаварийных помещениях.

 

Стационарная дыхательная система

Включает в себя 200 шланговых дыхательных аппаратов, размещенных на боевых постах, а также в жилых и служебных помещениях в местах нахождения личного состава. Система обеспечивает дыхание каждого члена экипажа в аварийной обстановке от корабельной системы сжатого воздуха.

 

Системы пожаротушения

На АПК размещены две системы пожаротушения: воздушно-пенная и лодочная объемная химическая.

Воздушно-пенная система предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций, размещенных в концевых отсеках. Запас пенообразователя обеспечивает шестикратную перезарядку станции. Каждая станция обеспечивает подачу 1 кубического метра пены к очагу пожара через размещенные на каждом настиле каждого отсека катушки со шлангами длиной до 10 метров. Катушки системы размещены так, что обеспечивают доставку струи пены в любую точку отсека.

Объемная химическая система предназначена для тушения пожара в объеме помещения (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций пожаротушения, которые размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Реакторный отсек защищается станциями, расположенными в 5-бис и 7-м отсеках.

Огнегасителем является хладон 114В2. Система обеспечивает возможность трехкратной подачи огнегасителя в каждое помещение. Пуск системы может быть осуществлен дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами из главного командного поста или с местного пульта станции, а также вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке.

Система сигнализации «Факел», установленная на АПК «Курск», позволяет обнаруживать возникновение пожара на ранних его стадиях при появлении дыма и пламени в аварийном отсеке.

 

Система обеспечения всплытия аварийной ПЛ с грунта

Пополнение запасов воздуха высокого давления аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, производится по трубопроводу приема воздуха в систему воздуха высокого давления, который заканчивается сдвоенными штуцерами, расположенными в выгородках аварийно-спасательных устройств в надстройке.

Продувание цистерн главного балласта аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, производится через распределительные колонки, расположенные под палубой надстройки в выгородках аварийно-спасательных устройств.

 

Аварийное продувание цистерн главного балласта повышенной эффективности

На АПК «Антей» впервые в практике подводного судостроения предложена и внедрена воздушная система аварийного продувания повышенной эффективности.

Эта новая высокоэффективная система, обеспечивающая всплытие подводной лодки в аварийных случаях, связанных с поступлением воды внутрь прочного корпуса, принципиально отличается от применяемых на иностранных и некоторых отечественных подводных лодках систем аварийного продувания балласта продуктами разложения газообразующих веществ или продуктами горения порохов.

Отличие состоит в том, что после срабатывания в балластных цистернах генераторов и последующего остывания газов происходит потеря части приобретенной положительной плавучести. Для ее восполнения необходим дополнительный поддув цистерн воздухом высокого давления, что исключается по соображениям взрывобезопасности. Поэтому важным достоинством системы аварийного продувания повышенной эффективности АПК «Антей» является ее безопасность.

Внедрение на подводной лодке «Антей» системы аварийного продувания повышенной эффективности произведено в целях повышения живучести корабля в аварийных ситуациях, связанных с потерей плавучести. Этой системой оборудованы побортно семь цистерн главного балласта, а именно: ЦГБ №1, 2, 3, 6, 9, 13 и 15.

При задействовании системы воздух из баллонов подается через коллекторы открытых бортовых ручных клапанов непосредственно к дистанционно управляемым с центрального пульта общекорабельных систем главного командного пункта клапанам продувания, размещенным непосредственно на стрингерах цистерн. При такой схеме достигается значительное сокращение длин трубопроводов от баллонов ВВД до клапанов продувания. Создание и внедрение арматуры с увеличенным условным проходом трубопроводов и сокращение их протяженности позволили в пять раз увеличить удельный массовый расход воздуха в цистернах главного балласта.

Использование системы аварийного продувания повышенной эффективности в аварийных ситуациях в море возможно только при открытых ручных бортовых клапанах этой системы, которые при стоянке подводной лодки в базе закрыты и опломбированы.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
[далее...]

 

Оглавление

И.Л.Баранов

Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

История создания подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами

Особенности многоцелевых атомных подводных лодок "Антей"

Общие сведения об устройстве и морских качествах АПК "Курск"
 - Ракетный комплекс
 - Торпедно-ракетный комплекс
 - Энергетическая установка
 - Электроэнергетическая система
 - Комплексная система управления техническими средствами

Общесудовые системы, обеспечивающие повседневную эксплуатацию корабельного оборудования
 - Система погружения и всплытия
 - Система воздуха высокого давления
 - Система общесудовой и рулевой гидравлики
 - Система водяного охлаждения
 - Обитаемость

Общекорабельные технические средства и системы спасения личного состава
 - Спасательные средства
 - Система осушения
 - Стационарная дыхательная система
 - Системы пожаротушения
 - Система обеспечения всплытия аварийной ПЛ с грунта
 - Аварийное продувание цистерн главного балласта повышенной эффективности

Послесловие

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.