АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

И.Л.Баранов
Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

Общесудовые системы, обеспечивающие повседневную эксплуатацию корабельного оборудования

Система погружения и всплытия

Система погружения-всплытия предназначена для обеспечения основной отличительной от надводного корабля особенности подводной лодки – способности погружаться и всплывать в открытом море по воле командира при достаточной глубине под килем.

 

Система состоит из цистерн, кингстонов и клапанов вентиляции. На АПК «Антей» оборудованы шестнадцать безкингстонных цистерн главного балласта (ЦГБ) и одна цистерна быстрого погружения (ЦБП).

Процесс погружения подводной лодки происходит за счет заполнения цистерн главного балласта при открытых захлопках клапанов вентиляции цистерн; всплытия – за счет подачи воздуха высокого давления в заполненные цистерны при закрытых захлопках клапанов вентиляции. Захлопки клапанов вентиляции цистерн главного балласта срабатывают от гидравлических приводов. В качестве резерва каждый клапан имеет ручной привод. И гидравлические, и ручные приводы обеспечивают открытие-закрытие клапанов вентиляции на всех глубинах вплоть до предельной.

Управление арматурой выполняется дистанционно с центрального пульта управления из главного командного поста или с местных постов в отсеках перекладкой рукояток соответствующих гидроэлектроманипуляторов.

 

Система воздуха высокого давления

Система воздуха высокого давления (ВВД) предназначена для продувания цистерн главного балласта при всплытии, цистерны быстрого погружения при прекращении процесса погружения подводной лодки, цистерн замещения отрицательной плавучести крылатых ракет при залповой стрельбе, для подачи воздуха к системам оружия при предстартовой подготовке, к системе пуска дизель-генераторов, к забортным устройствам, а также другим системам-потребителям сжатого воздуха высокого, среднего и низкого давления.

В целях повышения живучести система воздуха высокого давления на подводных лодках «Антей» выполнена по кольцевой схеме, при которой основные автономные магистрали ВВД проложены по обоим бортам вдоль всего корабля и соединены семью перемычками. К каждой перемычке подключены определенные подгруппы баллонов воздуха высокого давления. Благодаря такой схеме распределения воздуха и наличию двух полуколец (бортовых магистралей) при аварийной ситуации и выходе из строя магистрали одного борта перепуск воздуха высокого давления от одной перемычки к другой для подачи потребителям возможен по магистрали другого борта.

Запас воздуха высокого давления хранится в баллонах из высоколегированной стали, размещенных вне прочного корпуса подводной лодки. Контроль за давлением воздуха во всех группах баллонов осуществляется по манометровым щитам.

Для пополнения запасов воздуха высокого давления на подводной лодке установлены шесть электрокомпрессорных станций, распределенные по отсекам (1-м, 5-м и 9-м) подлодки. Такое распределение электрокомпрессорных станций по отсекам было предусмотрено проектантом в целях обеспечения возможности пополнения баллонов воздухом высокого давления из каждой зоны спасения своими автономными генераторами воздуха высокого давления.

Пополнение запаса сжатого воздуха в автономном плавании собственными средствами корабля в море производится либо в надводном положении, либо в перископном – через выдвижное воздухозаборное устройство, установленное в ограждении выдвижных устройств.

Конструктивно предусмотрена также возможность пополнения запаса сжатого воздуха от береговых средств в базе и от внешнего источника на глубине, доступной для средств спасательных судов через применяемые на всех отечественных подводных лодках сдвоенные штуцеры, расположенные в надстройке и ограждении выдвижных устройств.

 

Система общесудовой и рулевой гидравлики

Система состоит из насосно-аккумуляторных установок, размещенных в 5-бис и 9-м отсеках, то есть в каждой зоне спасения.

Установка 5-бис отсека является общесудовой системой и обеспечивает гидравликой систему погружения и всплытия, гидроприводы арматуры внутри прочного корпуса, выдвижные устройства, торпедно-ракетный и ракетный комплексы, приводы носовых горизонтальных рулей, а также (в резервном варианте) – приводы кормовых, горизонтальных рулей и вертикального руля при выходе из строя рулевой системы гидравлики, расположенной в 9-м отсеке.

Установка 9-го отсека является рулевой системой гидравлики и обеспечивает приводы кормовых горизонтальных и вертикальных рулей, а также потребителей общесудовой гидравлики при выходе из строя насосно-агрегатной установки 5-бис отсека.

Управление и аварийное переключение систем осуществляется с центрального пульта общекорабельных систем, установленного в главном командном посту.

Управление арматурой может выполняться также гидроманипуляторами или вручную непосредственно из отсека.

 

Система водяного охлаждения

Система водяного охлаждения предназначена для обеспечения подачи охлажденной воды заданных параметров к вспомогательным механизмам и теплообменным аппаратам общесудовых потребителей с целью отвода выделяемого ими тепла и создания необходимых условий для нормального функционирования оборудования на всех заданных режимах эксплуатации заказа при температуре забортной воды до плюс 30 градусов.

Особенностью системы водяного охлаждения является то, что в качестве теплоносителя в системе используется пресная вода.

Внедрение на АПК проекта «Антей» системы охлаждения корабельного оборудования пресной водой промежуточного контура исключает необходимость использования разветвленной сети трубопроводов забортной воды, находящихся постоянно под забортным давлением, для охлаждения вспомогательного оборудования общего назначения и системы кондиционирования воздуха, что значительно повышает надежность системы и безопасность корабля в целом.

Предусмотренное проектом структурное построение системы охлаждения пресной водой направлено на рациональное использование источников холода в зависимости от условий эксплуатации подводной лодки и режимов работы главной энергетической установки, обеспечивает их взаимозаменяемость при эксплуатации систем, что позволяет эксплуатировать системы в различных аварийных ситуациях.

Управление основными режимами системы, насосами, арматурой и контроль за их состоянием производятся с центрального пульта управления общекорабельными системами, расположенного в главном командном посту. Контроль за состоянием арматуры может производиться и с местных отсечных пультов.

Заполнение и подпитка систем охлаждающей пресной воды производится от конденсатно-питательной системы водой высокой чистоты.

Управление пароэжекторными холодильными машинами производится с пульта управления энергетической установкой, расположенного в 5-м отсеке.

Дистанционное управление работой системы значительно упростило ее обслуживание и повысило оперативность эксплуатации.

 

Обитаемость

В соответствии с назначением подводная лодка в течение всей автономности плавания должна находиться в районе боевого патрулирования или на пути следования в район или в базу. Поэтому вопросам обеспечения обитаемости при создании этого корабля уделено особое внимание.

Необходимые условия для жизни и боевой деятельности личного состава подводной лодки на протяжении заданной автономности плавания обеспечиваются комплексом средств обитаемости, в состав которого входят системы создания микроклимата внутри подводной лодки и поддержания требуемого химического состава воздуха.

Контроль микроклиматических условий в отсеках подводной лодки осуществляется с пульта общекорабельных систем из главного командного пункта. Система кондиционирования воздуха выполнена в виде автономных узлов в каждом отсеке.

На всех режимах подводного плавания при работающей главной энергетической установке при температуре забортной воды от минус 2 до плюс 30 градусов и работе системы кондиционирования в жилых помещениях обеспечена температура воздуха в пределах плюс 20 – плюс 25 градусов. Относительная влажность воздуха в жилых, служебных и помещениях профилактория поддерживается в пределах 50-70 процентов.

В случае выхода из строя пароэжекторных холодильных машин в одном блоке паротурбинной установки при температуре забортной воды плюс 30 градусов температура воздуха в помещениях отсеков подводной лодки будет выше нормальной на 8-10 градусов.

Система регенерации воздуха состоит из двух автономных систем электрохимической регенерации воздуха, обеспечивающих требуемое содержание кислорода и двуокиси углерода в обитаемых отсеках в подводном положении АПК. В состав системы входят электролизеры, компрессоры и аппараты поглощения двуокиси углерода.

Система регенерации воздуха обеспечивает содержание кислорода в пределах 19-21 процента, углекислого газа 0.2-0.8 процента. Содержание окиси углерода в воздухе помещений с постоянными боевыми постами не превышает 5 миллиграммов на метр.

Производство кислорода обеспечивается путем электролиза дистиллированной воды и поотсечным поглощением углекислого газа в аппаратах-поглотителях, установленных во всех отсеках.

Кроме того, на АПК размещены средства химической регенерации воздуха в составе 209 комплектов, которые при выходе из строя системы электрохимической регенерации воздуха обеспечивают в отсеках подводной лодки содержание кислорода и углекислого газа в пределах установленных норм, а система очистки воздуха исключает содержание вредных примесей.

Системы корабля, проходящие через реакторный отсек, конструктивно выполнены так, что исключают возможность проникновения через них воздуха, загрязненного радиоактивными аэрозолями и газами, из реакторного отсека в другие отсеки.

На выходе из реакторного отсека установлены саншлюзы, оборудованные емкостями для сбора загрязненной одежды, душевыми сетками и циркулярным душем для санитарной обработки личного состава и обмыва защитных комплектов, шкафом для чистой одежды, средствами дезактивации.

Для защиты личного состава от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ на корабле находятся средства индивидуальной защиты. Размещение запасов провизии и пресной воды исключает возможность их загрязнения радиоактивными веществами.

Плавания АПК «Антей» в арктических широтах и в теплых водах подтвердили проектные гарантии по обитаемости, надежную работоспособность систем жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования.

В целях обеспечения безопасности личного состава, создания максимально возможных удобств, как для членов экипажа, находящихся на вахте, так и для отдыхающих, все помещения жилого, культурно-бытового, медицинского, санитарно-бытового и служебного назначения, а также помещения для хранения, приготовления и приема пищи максимально возможно удалены от энергетических отсеков и полностью обеспечены аварийными средствами индивидуального и коллективного спасения.

Весь личный состав обеспечен постоянными индивидуальными спальными местами в одно-, двух-, четырех- и одной шестиместной каютах. Жилые помещения выполнены в едином стиле.

Все каюты оборудованы койками, диванами, секретерами или письменными столами, шкафами для личных вещей, телевизорами. Отсеки с жилыми помещениями оборудованы радиотрансляционной сетью.

На подводной лодке размещены кают-компания и столовая для одновременного принятия пищи 42 моряками.

Для приготовления пищи и выпечки хлеба на корабле оборудован камбуз, состоящий из заготовительного и варочного отделений.

Запас провизии на полную автономность размещается в провизионных камерах и кладовых. В камерах, предназначенных для хранения готовых замороженных блюд, поддерживается температура минус 18 градусов, а в камерах, предназначенных для хранения различных консервов, соков, свежих фруктов и овощей, – плюс 3 градуса.

На всех режимах плавания при работающей главной энергетической установке во всех помещениях внутрикорабельными системами вентиляции и кондиционирования обеспечиваются установленные нормативами значения химического состава, температуры и влажности воздуха.

Для организации спортивного отдыха личного состава во время автономных походов на АПК оборудован профилакторий, являющийся зоной отдыха экипажа, рассчитанный на одновременное пребывание в нем 15 человек. Профилакторий – «зона отдыха», он состоит из основного помещения, в котором размещены вольеры для птиц, цветы и растения, а также из салона, спортзала, помещения для активных игр, бассейна, суховоздушной бани, душевой и раздевалки.

На атомных подводных лодках проекта «Антей» созданы такие комфортные условия жизнеобеспечения и несения вахты личным составом, которых не было ни на одном корабле Военно-Морского Флота СССР и ВМС иностранных государств.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
[далее...]

 

Оглавление

И.Л.Баранов

Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

История создания подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами

Особенности многоцелевых атомных подводных лодок "Антей"

Общие сведения об устройстве и морских качествах АПК "Курск"
 - Ракетный комплекс
 - Торпедно-ракетный комплекс
 - Энергетическая установка
 - Электроэнергетическая система
 - Комплексная система управления техническими средствами

Общесудовые системы, обеспечивающие повседневную эксплуатацию корабельного оборудования
 - Система погружения и всплытия
 - Система воздуха высокого давления
 - Система общесудовой и рулевой гидравлики
 - Система водяного охлаждения
 - Обитаемость

Общекорабельные технические средства и системы спасения личного состава
 - Спасательные средства
 - Система осушения
 - Стационарная дыхательная система
 - Системы пожаротушения
 - Система обеспечения всплытия аварийной ПЛ с грунта
 - Аварийное продувание цистерн главного балласта повышенной эффективности

Послесловие

 

 

 

 

Швартовка к пирсу

 

 

На ЦП "Антея"

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.