АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

И.Л.Баранов
Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

Общие сведения об устройстве и морских качествах АПК «Курск»

АПК «Курск» – серийная подводная лодка проекта «Антей» – заложена на стапеле ПО «Севмашпредприятие» 22 марта 1990 года и спущена на воду 16 мая 1994 года.

Швартовные, заводские и государственные испытания прошла в период с 4 октября 1994 года по 30 декабря 1994 года. Имя «Курск» присвоено лодке 14 мая 1994 года.

Приемный акт подписан Государственной комиссией 30 декабря 1994 года.

В январе 1995 года АПК «Курск» введен в состав Северного флота ВМФ.

По своей архитектуре АПК «Курск» представляет собой двухкорпусную подводную лодку с двухвальнои энергетической установкой.

Габаритные размеры корабля следующие:

Длина максимальная (L)155 метров

Ширина (B):
  - корпуса максимальная

18.2 метра

Высота (H):
  - по палубу надстройки
  - по крышу ограждения выдвижных устройств

13.5 метра
18.2 метра

Соотношения главных размерений корабля (L/B и H/B) близки к оптимальным значениям с точки зрения минимальной смоченной поверхности. Закругленная сравнительно тупой формой носовая оконечность и веретенообразная форма двухвальнои кормы с большим удалением гребных винтов (что является специфической особенностью этого проекта), плавное изменение кривизны обводов по всей длине и расположение наибольшего поперечного сечения наружного корпуса на 1/3 -1/4 L длины корабля от носа создают условия наиболее благоприятного обтекания наружного корпуса, существенно снижая сопротивление воды движению подводной лодки под водой.

Результаты морских ходовых скоростных и маневренных испытаний всех сдаваемых заказчику серийных подводных лодок «Антей» подтвердили правильность теоретических расчетов по ходкости и маневренности АПК.

Характеристики устойчивости и мореходности подводных лодок «Антей» таковы, что они способны плавать, погружаться, всплывать и прерывать в любой момент процесс погружения или всплытия при любом состоянии моря, на любом курсе к направлению волны и ветра.

Статически удифферентованная подводная лодка при плавании в подводном положении обладает динамической устойчивостью и управляется во всем диапазоне скоростей хода от двух узлов до полной.

На подводной лодке установлена система, обеспечивающая автоматическое и дистанционное управление подводной лодкой по курсу и глубине, автоматическое умерение крена, а также автоматическое управление противоаварийными средствами при провалах на опасную глубину, при получении опасных дифферентов, кренов и при заклинке кормовых горизонтальных рулей.

Прочный корпус подводной лодки разделен поперечными переборками на 10 отсеков.

1-й отсек – торпедный. В носовой сферической переборке установлены торпедные аппараты. В отсеке размещены автоматизированные стеллажи для хранения торпедо-ракетного оружия и перезарядки торпедных аппаратов, аппаратура управления процессами автоматического приготовления торпедных аппаратов к выстрелу и их перезарядки, аппаратура проверки и предстартовой подготовки оружия, устройства для погрузки образцов оружия в аппараты и на стеллажи. Для обеспечения безопасности в отсеке установлена также система контроля за состоянием пероксида водорода в перекисных торпедах и система аварийного выброса пероксида за борт. В этом же отсеке находится аппаратура гидроакустического комплекса, первая группа аккумуляторной батареи, резервный пульт управления системой воздуха высокого давления, две электрокомпрессорные станции.

2-й отсек – командный. На первой палубе отсека расположен главный командный пост, в котором установлены пульты командира корабля, вахтенного инженера-механика, управления общекорабельными системами, управления рулями. Здесь же находятся штурманская рубка, пульты управления ракетным оружием, комплексом торпедо-ракетного вооружения, основной пульт системы воздуха высокого давления, прибор дистанционной отдачи всплывающего аварийного информационного устройства, прибор гидроакустического сигнализатора. В помещении главного командного поста размещены также площадки для обслуживания командирского и универсального перископов. В трюме размещена вторая группа аккумуляторной батареи.

3-й отсек – отсек выдвижных устройств, радиоэлектронного вооружения, жилых и бытовых помещений. В нем размещен резервный пост управления техническими средствами корабля, командный пункт связи, приемопередающий пост связи, рубки радиолокации, гидроакустики, радиосвязи, другое радиоэлектронное вооружение и приборы автоматизированной отдачи аварийного информационного устройства. В этом же отсеке размещается каюта командира и каюта командира БЧ-5.

4-й отсек – жилой. В нем размещаются каюты личного состава, кают-компания, столовая, провизионные кладовые, медицинский блок, в состав которого входят операционная, изолятор, санузел. В этом же отсеке размещается зона отдыха (профилакторий), где оборудованы комфортабельный вместительный салон, спортзал, бассейн, сауна. Газовый состав воздуха с повышенным содержанием кислорода обеспечивает в зоне отдыха наилучшие условия микроклимата для пребывания в нем личного состава.

5-й и 5-бис отсеки являются отсеками электроэнергетического и вспомогательного оборудования. В каждом из этих отсеков автономно размещаются обратимые и специальные высокочастотные преобразователи электроэнергии корабля правого и левого бортов, автономные дизель-генераторы, электрокомпрессорные станции, преобразователи тока, щиты неотключаемой нагрузки, щиты постоянного тока. Эти отсеки разделены прочной, рассчитанной на давление 10 килограмм на квадратный сантиметр переборкой. В 5-м отсеке расположен пульт управления главной энергетической установкой. В 5-бис отсеке размещены пост управления паропроизводящей установкой, резервный пост связи, а также агрегаты общесудовой системы гидравлики.

6-й отсек – реакторный, в котором размещены две паро-производящие установки, каждая из которых состоит из реактора со всеми обслуживающими системами и механизмами, обеспечивающими работу и безопасность установки (циркуляционные насосы контуров, блоки очистки и расхолаживания, компрессоры системы вакуумирования и др.). Носовой реактор обеспечивает паром главный турбозубчатый агрегат правого борта, кормовой – агрегат левого борта.

7-й и 8-й отсеки – турбинные, в каждом из которых размещена блочная унифицированная паротурбинная установка, в состав которой входят главные паровые турбины, главные конденсаторы, насосы, пароэжекторные холодильные машины, автономные турбогенераторы и другое оборудование, обеспечивающее их работу, приборы и аппаратура аварийного управления паропроизводящей и паротурбинной установками. Паротурбинная установка 7-го отсека работает на валопровод левого борта, 8-го отсека – на валопровод правого борта. В этих же отсеках размещены главные распределительные щиты отключаемой нагрузки, каждый из которых обеспечивает паротурбинную установку своего борта, и другое электрооборудование.

9-й отсек – отсек вспомогательных механизмов и спасательного оборудования. Через отсек проходят оба валопровода, на межотсечной переборке с 8-м отсеком установлены главные упорные подшипники. В этом отсеке размещены химическая лаборатория, агрегаты рулевой системы гидравлики, приводы вертикальных и горизонтальных рулей, ручные приводы аварийного управления подводной лодкой в случае выхода из строя автоматики, электрокомпрессорная станция, преобразователи и другое оборудование. 9-й отсек является отсеком убежища, в нем находятся аварийный спасательный люк и обеспечивающие его системы. На носовой переборке отсека размещены клапаны управления арматурой спасательного люка.

В носовой оконечности установлены антенны гидроакустического комплекса, трубы торпедных аппаратов, торпедопогрузочное устройство, приборы акустического лага, вибраторы эхолота и другое оборудование. Антенны гидроакустического комплекса размещены внутри звукопрозрачного безнаборного стеклопластикового обтекателя.

В междубортном пространстве между прочным и наружным корпусами в районе 2-го, 3-го и 4-го отсеков сформированы цистерны главного балласта, в верхний стрингер которых, а в ряде мест и в переборки балластных цистерн вварены прочные контейнеры, в которых размещены пусковые установки для хранения и старта крылатых ракет «Гранит». В районе расположения контейнеров в нижней части прочного корпуса сформирован блок прочных цистерн замещения отрицательной плавучести ракет.

По всей длине наружного корпуса в верхней его части размещается проницаемая надстройка, закрывающая крышки контейнеров крылатых ракет и приводы их открывания, верхнюю крышку спасательного люка 9-го отсека, баллоны воздуха высокого давления, забортные системы и устройства.

Над 2-м, 3-м и частично 4-м отсеками подводной лодки размещено ограждение выдвижных устройств, в котором оборудован ходовой мостик для обеспечения плавания в надводном положении, а также размещены перископы, подъемно-мачтовые устройства радиоантенн, устройство подачи воздуха к дизелям и трубопроводы общекорабельной вентиляции подводной лодки при плавании на перископной глубине, шахта входного люка 4-го отсека. Кроме того, внутри ограждения выдвижных устройств над входным люком во 2-й отсек подводной лодки установлена спасательная всплывающая камера, предназначенная для спасения личного состава из затопленной подводной лодки.

 

Ракетный комплекс

На АПК «Курск» установлен комплекс ракетного оружия «Гранит», боевая эффективность которого в совокупности с высокими тактико-техническими характеристиками подводной лодки позволяют скрытно из-под воды наносить массированные ракетные удары по крупным корабельным соединениям противника на расстояниях, превышающих пределы прямой радиолокационной видимости и составляющих сотни километров от боевой позиции подводной лодки.

Создание этого ракетного комплекса, ставшего основным оружием подводных лодок «Антей», а также тяжелых атомных ударных надводных крейсеров типа «Киров», стало большим достижением отечественной науки и техники.

На подводной лодке ракетный комплекс установлен в составе:

  • крылатых ракет «Гранит», хранящихся и стартующих из подводного положения из ракетных контейнеров со специальными пусковыми установками;

  • корабельной аппаратуры системы управления стартом ракет, корабельных систем повседневного и предстартового обслуживания комплекса и аппаратуры управления этими системами.

Контейнеры установлены побортно в балластных цистернах под углом 45 градусов к основной плоскости корабля в районе 1-го -5-го отсеков. Контейнеры равнопрочны с прочным корпусом подводной лодки. Каждый контейнер закреплен на прочном корпусе АПК на двух фундаментах и имеет прочную герметичную крышку, рассчитанную на полное забортное давление. Все контейнеры закрыты наружными щитами, являющимися элементами легкого корпуса АПК.

В контейнерах размещены амортизированные пусковые установки.

Корабельная аппаратура системы управления и аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания ракетного комплекса представляют собой электронные системы, обеспечивающие прием целеуказания, выработку данных для стрельбы, пуск ракет и управление корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания. Аппаратура комплекса размещена во 2-м отсеке. В 1-м – 4-м отсеках непосредственно у контейнеров расположены приборы питания и оборудование подготовки ракет и управления механизмами контейнеров.

На этих подводных лодках впервые был реализован старт ракет из подводного положения по принципу «выпустил и забыл». Весь процесс управления полетом всех выпущенных крылатых ракет вплоть до полного комплекта осуществляется бортовой аппаратурой ракет, без вмешательства человека с борта подводной лодки, в том числе – целераспределение ракет и наведение их на цели.

Конструктивные возможности атомного подводного крейсера «Антей» позволяют за счет использования заложенной в проект модернизационной способности без существенных доработок корабельного оборудования и систем ракетного комплекса осуществлять на серийных АПК в процессе их заводского ремонта замену состава ракетного комплекса – в целях использования подлодки для решения не только оперативных, но и оперативно-тактических задач.

 

Торпедно-ракетный комплекс

Для решения отдельных тактических задач, а также развития успеха после ракетной атаки и самообороны подводная лодка вооружена мощным торпедно-ракетным комплексом. Боезапас оружия позволяет выполнить несколько залпов торпед и торпедо-ракет. Стрельба при этом может быть выполнена на высоких скоростях хода подводной лодки и глубинах вплоть до рабочей. Это обеспечивается торпедными аппаратами с уникальной силовой установкой, предназначенными как для одиночной, так и для залповой стрельбы всем боезапасом.

Перезарядка боезапаса в торпедные аппараты выполняется автоматически с помощью устройств быстрого заряжания и может быть выполнена на любых глубинах погружения подводной лодки вплоть до предельной.

Установленный на АПК «Курск» комплекс торпедно-ракетного вооружения предназначен для хранения и боевого применения торпед и противолодочных ракет. Организация управления стрельбой осуществляется с пульта боевой информационно-управляющей системы, установленной в главном командном посту корабля.

В состав комплекса торпедно-ракетного вооружения входят:

  • торпеды и противолодочные ракеты, состоящие на вооружении Военно-Морского Флота России;

  • автоматизированные дистанционно-управляемые торпедные аппараты с двумя групповыми силовыми установками пневмогидравлического принципа действия;

  • грузовые устройства, включающие в себя механизированные погрузочные устройства, автоматизированные устройства быстрого заряжания со стеллажами для хранения боезапаса;

  • система управления, обеспечивающая централизованное дистанционное автоматическое управление торпедными аппаратами, устройствами быстрого заряжания и обслуживающими их системами при подготовке и производстве стрельбы, а также сигнализацию о состоянии и о положении механизмов комплекса;

  • система контроля за состоянием пероксида водорода ПВ-85 в перекисных торпедах, хранящихся на стеллажах и находящихся в торпедных аппаратах;

  • система аварийного выброса пероксида водорода (ПВ-85) из перекисных торпед, хранящихся на стеллажах, за борт.

Последние две системы предназначены для обеспечения безопасности двухкомпонентных топливно-перекисных торпед при их повседневном обслуживании.

Морские ходовые и государственные испытания и более чем 20-летняя эксплуатация комплекса на всех серийных подводных лодках проектов 949 и «Антей» подтвердили его высокие тактико-технические качества.

 

Энергетическая установка

Энергетическая установка подводной лодки состоит из главной и резервной энергетических установок.

Главная энергетическая установка обеспечивает движение подводной лодки на всех режимах плавания и удовлетворяет нужды корабельных потребителей в паре, электроэнергии и холодной воде, а также питает системы жизнеобеспечения личного состава.

В качестве главной энергетической установки применена автоматизированная атомная пароэнергетическая установка, состоящая из двух автономных групп правого и левого бортов, каждая из которых включает в себя паропроизводящую, паротурбинную установки и валопровод.

Блочная автоматизированная паропроизводящая установка каждого борта состоит из унифицированного парогенерирующего агрегата и обеспечивающих его работу систем.

Естественная циркуляция теплоносителя первого контура на малой мощности обеспечивает малые хода, турбогенераторный режим с ходом под гребными электродвигателями, пуск и расхолаживание установки.

Принудительная циркуляция первого контура используется при эксплуатации установки на режимах повышенной мощности. Блочные автоматизированные паротурбинные установки каждого борта размещены в 7-м и 8-м отсеках и включают в себя главный турбозубчатый агрегат, автономный турбогенератор переменного тока (основной источник электропитания), две встроенные автоматизированные пароэжекторные холодильные машины. В блок паротурбинной установки входят также циркуляционные трассы, гребной электродвигатель, циркуляционные турбонасосы и вспомогательные механизмы. Все это оборудование и системы скомпонованы в единый агрегатированный блок, который установлен в отсеке на фундаментах на амортизирующих креплениях с резинокордными пневматическими амортизаторами.

Главная энергетическая установка обеспечивает эксплуатацию подводной лодки без ограничений на всех глубинах погружения вплоть до предельной. Использование главной энергетической установки на предельной глубине погружения обеспечивается ее механизмами и системами, работающими под забортным давлением.

Глубоководные погружения головных подводных лодок проектов 949 и «Антей», а также дальние походы в арктические широты и экваториальные районы подтвердили правильность заложенных в проект технических решений по эксплуатационной надежности энергетической установки.

Резервная энергетическая установка состоит из дизель-генераторной установки, аккумуляторной батареи и гребных электродвигателей. Она обеспечивает при неработающей главной энергетической установке ход подводной лодки с малыми скоростями под гребными электродвигателями и снабжение электроэнергией общесудовых потребителей, а также электрооборудование главной энергетической установки во время ввода ее в действие и расхолаживания при отсутствии питания от береговых источников. Каждый дизель-генератор является автономным, он в аварийных случаях и штормовых условиях может быть приведен в действие одним человеком при отсутствии давления в основных магистралях общекорабельных систем гидравлики и воздуха высокого давления при обесточивании корабля и при температуре воды, масла и окружающего воздуха (в отсеке) не ниже плюс 5 градусов.

В проекте подводной лодки предусмотрено стопроцентное резервирование всех механизмов, систем и органов движения, входящих в состав энергетической установки: паропроизводящей, паротурбинной установок и валопровода.

 

Электроэнергетическая система

Электроэнергетическая система состоит из двух автономных электростанций правого и левого бортов, включающих основные и резервные источники электроэнергии и средства ее распределения, связанных перемычками, и предназначена для генерирования, распределения электроэнергии и приведения в действие электромеханизмов и устройств. Для обеспечения живучести электростанции каждого борта размещены в 5-м и 5-бис отсеках.

Основная сеть электроэнергетической системы выполнена на переменном трехфазном токе напряжением 380 В частотой 50 Гц.

Для централизованного питания средств вооружения и автоматики в составе электроэнергетической системы предусмотрена трехфазная сеть напряжением 220 В частотой 400 Гц.

На корабле размещены следующие источники электроэнергии:

  • основные – два автономных турбогенератора, установленных в блоках паротурбинных установок 7-го и 8-го отсеков;

  • резервные – два автономных дизель-генератора, расположенных в 5-м и 5-бис отсеках;

  • аварийные – две группы аккумуляторной батареи по 112 элементов в каждой группе, расположенные в аккумуляторных ямах 1-го и 2-го отсеков.

В целях обеспечения живучести электроэнергетической системы генерирование и распределение электроэнергии разделены на системы правого и левого борта. В случае выхода из строя источника электроэнергии одного борта питание потребителей обеспечивается от источников другого борта через кабельные перемычки.

Система распределения электроэнергии предусматривает возможность дистанционного отключения распределительных устройств с центрального пульта управления электроэнергетической системой, расположенного в 5-м отсеке.

Для преобразования электроэнергии предусмотрены обратимые и специальные преобразователи.

Два обратимых преобразователя обеспечивают электропитанием потребители трехфазного переменного тока частотой 50 Гц напряжением 400 В.

Для электропитания средств вооружения и автоматики используются два специальных высокочастотных преобразователя трехфазного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В.

Для питания потребителей, не допускающих перерыва питания, на АПК установлены два статических преобразователя непрерывного питания, преобразующих электроэнергию постоянного тока в переменный трехфазный ток частотой 50 Гц и напряжением 380 В.

Распределение электроэнергии осуществляется через главные, отсечные и групповые распределительные щиты переменного и постоянного тока.

Все источники электроэнергии размещены в разных отсеках и имеют защиту от токов короткого замыкания. Для повышения защищенности основного электрооборудования от токов короткого замыкания применена система быстродействующей селективной защиты.

Распределительные щиты переменного и постоянного тока выполнены с применением автоматических выключателей.

В качестве приводов всех длительно работающих механизмов применены асинхронные электродвигатели переменного тока. Для пусковых и резервных механизмов, предназначенных для использования в аварийных ситуациях, установлены электродвигатели постоянного тока, работающие из аварийных источников питания (аккумуляторные батареи или дизель-генераторы).

В качестве аппаратуры управления электроприводами установлены магнитные пускатели, пускатели-переключатели, магнитные станции и станции управления.

Для резервного питания комплексной системы управления техническими средствами установлен преобразователь постоянно-переменного тока напряжением 400 Гц, мощностью 50 кВт. Питание потребителей однофазного переменного тока 50 Гц напряжением 220, 127 и 24 В обеспечивается через понижающие трансформаторы.

Для обеспечения живучести и безотказности работы в различных, в том числе экстремальных, условиях эксплуатации электроэнергетическая установка подводной лодки в целом выполнена со стопроцентным резервированием, а все электрооборудование выполнено либо в брызгозащищенном, либо в водозащищенном исполнении.

 

Комплексная система управления техническими средствами

Для обеспечения автоматического и дистанционного управления техническими средствами АПК установлена комплексная система, в состав которой входят следующие системы управления:

  • главной энергетической установкой, обеспечивающей дистанционный пуск, автоматическое управление и защиту установки;

  • электроэнергетической системой, обеспечивающей автоматическую и ручную синхронизацию турбогенераторов, обратимых преобразователей и дизель-генераторов, автоматизированное и дистанционное управление источниками переменного и постоянного тока, а также автоматическими выключателями, расположенными в главных распределительных щитах и щитах управления источников;

  • системой движения подводной лодки, обеспечивающей автоматическое дистанционное (следящее) управление всеми рулями АПК совместно с системой управления рулями;

  • всеми общесудовыми системами корабля (погружения-всплытия, воздуха высокого давления, водоотливной и осушительной, гидравлики, противопожарной, вентиляции и кондиционирования), обеспечивающими их повседневную эксплуатацию в нормальных условиях и борьбу за живучесть в аварийных ситуациях.

Управление системами производится с центрального пульта управления общекорабельными системами, расположенного в главном командном посту. Все пульты управления для обеспечения надежности при эксплуатации выполнены в брызгозащитном исполнении. При выходе из строя центральных пультов управления в главном командном посту управление техническими средствами корабля осуществляется по командам из резервного поста управления, расположенного в 3-м отсеке.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
[далее...]

 

Оглавление

И.Л.Баранов

Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

История создания подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами

Особенности многоцелевых атомных подводных лодок "Антей"

Общие сведения об устройстве и морских качествах АПК "Курск"
 - Ракетный комплекс
 - Торпедно-ракетный комплекс
 - Энергетическая установка
 - Электроэнергетическая система
 - Комплексная система управления техническими средствами

Общесудовые системы, обеспечивающие повседневную эксплуатацию корабельного оборудования
 - Система погружения и всплытия
 - Система воздуха высокого давления
 - Система общесудовой и рулевой гидравлики
 - Система водяного охлаждения
 - Обитаемость

Общекорабельные технические средства и системы спасения личного состава
 - Спасательные средства
 - Система осушения
 - Стационарная дыхательная система
 - Системы пожаротушения
 - Система обеспечения всплытия аварийной ПЛ с грунта
 - Аварийное продувание цистерн главного балласта повышенной эффективности

Послесловие

 

 

 

 

Пульт управления в ГКП

 

 

Местные посты на АПК

 

 

Зона отдыха в 4-м отсеке АПК

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.