АПРК К-141 «Курск»
20.04.2004

 

И.Л.Баранов
Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

История создания подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами

Интенсивное развитие вооружения и военно-морских сил стран – членов блока НАТО в послевоенный период поставило перед нашей страной новые сложные технические задачи обеспечения защиты наших морских границ. Под руководством главнокомандующего ВМФ СССР С. Г. Горшкова в начале шестидесятых годов прошлого века разработана концепция создания сбалансированного океанского флота. В ней было убедительно показано, что Мировой океан превратился в плацдарм стартовых позиций баллистических ракет и авиации вероятного противника, создающих реальную угрозу значительной территории нашей страны с моря, вследствие чего необходимость обеспечения эффективной борьбы с этой угрозой и защиты наших морских границ приобрела важнейшее государственное значение.

ВМС США располагали тогда более чем двадцатью ударными авианосцами при полном их отсутствии в составе нашего советского Военно-Морского Флота. Каждый авианосец имел на борту до ста самолетов, практически целую авиадивизию, включающую самолеты-носители ядерного оружия, и действовал в составе авианосных ударных группировок (АУГ), включающих десятки надводных и подводных кораблей обеспечения и охранения.

Поиск оружия, которое могло бы обеспечить безопасность Советского Союза, приобрел жизненно важное значение. Адекватным оружием с нашей стороны могли стать баллистические и крылатые ракеты, однако в условиях господства ВМС США на море средства доставки ракет в район их боевого применения с учетом реальной дальности полета ракет должны были быть скрытными.

Последнее обстоятельство и определило направление работ – создание подводных лодок (ПА) с неограниченным районом плавания, вооруженных баллистическими и крылатыми ракетами.

В период с 1960 по 2000 годы наша промышленность передала ВМФ более 80 подводных лодок-ракетоносцев, в том числе 55 атомных подлодок, вооруженных крылатыми ракетами, построенных по проектам конструкторских бюро «Рубин», «Лазурит» и «Малахит».

В эти годы пройден большой и сложный путь совершенствования крылатых ракет и подводных лодок.

Подлинную революцию в вооружении ПЛ крылатыми ракетами совершил самолет-снаряд П-5 (главный конструктор В.Н.Челомей), созданный во второй половине пятидесятых годов и первоначально предназначенный для поражения наземных целей. Этот самолет-снаряд – так раньше именовали крылатые ракеты – впервые был установлен на опытной ПЛ проекта П-613 (главный конструктор П.П.Пустынцев). Ракета П-5 представляла собой качественный скачок в развитии крылатых ракет, что было связано прежде всего с автоматическим раскрытием крыла ракеты после старта. До этого все отечественные и зарубежные крылатые ракеты перед стартом требовали проведения сборки или, по крайней мере, предварительного раскрытия крыла, были громоздкими и требовали для старта установки специальной направляющей дорожки или лафета.

Ракета П-5 имела самолетную аэродинамическую схему, горизонтальное и вертикальное оперение (киль) с рулем направления. Располагалась ракета в корабельном пусковом контейнере, который перед стрельбой принимал угол возвышения 15 градусов. В момент пуска включались два мощных твердо-топливных ускорителя. Через 2 секунды отработавшие ускорители автоматически сбрасывались, и ракета продолжала полет на маршевом турбореактивном двигателе. Ракета после старта не имела связи с ПЛ.

Первые два пуска ракет П-5 с ПЛ проекта П-613 были проведены в Белом море в ноябре 1957 года. Первой боевой подводной лодкой с крылатыми ракетами стала дизельная ПЛ проекта 644, построенная на базе ПЛ проекта 613. Первой подводной лодкой, специально спроектированной под крылатые ракеты П-5, стала атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 659 (главные конструкторы П.П.Пустынцев, Н.А.Климов), имевшая шесть пусковых контейнеров. По этому проекту было построено пять лодок.

Следующий этап развития этих подводных лодок связан с крылатой ракетой В.Н.Челомея П-6. Конструктивно ракета П-6 во многом была аналогична ракете П-5. Эти ракеты выполнены по одной аэродинамической схеме, имели одинаковые стартовые ускорители и размещались в аналогичных пусковых контейнерах. Значительную часть расстояния до цели ракета проходила на большой высоте, необходимой для обеспечения прямого радиолокационного контакта между ПЛ и ракетой вплоть до обнаружения ракетой цели с помощью радиолокационной головки телеуправления. После этого с борта ПЛ подавалась команда на захват выбранной цели. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась до малой высоты, осуществляя при этом самонаведение на цель.

Носителями крылатых ракет П-6 стали подводные лодки проекта 675 (главный конструктор П.П.Пустынцев). По этому проекту была построена самая большая серия АПЛ первого поколения. Всего в 1961-1973 годах было построено 29 лодок этого типа. Они сыграли важную роль в укреплении обороноспособности страны и в течение двух десятилетий являлись основным фактором сдерживания возможной агрессии со стороны стран, имевших развитую систему авианосных группировок.

Лодки проекта 675 имели большой модернизационный потенциал. Более половины этих подводных лодок было преобразовано под ракетные комплексы «Базальт» и «Вулкан» с одновременной установкой на ПЛ спутниковой системы целеуказания. Первой в мире подводной лодкой, вооруженной крылатыми ракетами с подводным стартом «Аметист» (главный конструктор В.Н.Челомей), была спроектированная в ЦКБ-16 (ныне в составе СПМБМ «Малахит») АПЛ проекта 661 (главные конструкторы Н.Н.Исанин, Н.Ф.Шульженко). Единственная боевая лодка этого проекта, К-162, вошла в состав ВМФ в декабре 1969 года.

Предназначалась она для борьбы с авианосными и быстроходными кораблями, входящими в состав авианосно-ракетных соединений противника. Установленный этой лодкой рекорд подводной скорости хода (44.7 узлов) не превзойден до сих пор.

Десять ракет «Аметист» размещались побортно в носовой части ПЛ вне прочного корпуса под углом 32.5 градуса к горизонту. Старт ракеты производился с глубины до 30 метров из предварительно заполненного водой контейнера. В США первая КР с подводным стартом «Гарпун» была принята на вооружение только в 1977 году.

Противокорабельная ракета «Аметист» была установлена также на АПЛ второго поколения проекта 670 (ЦКБ-112, главный конструктор В.П.Воробьев). В 1967-1972 годах на заводе «Красное Сормово» в Горьком построено 11 лодок этого проекта. Это была одновальная лодка с одним реактором. Восемь ракет размещались в наклонных контейнерах в носовой части ПЛ.

Многие принятые в «Аметисте» технические решения использованы ОКБ-52 при разработке новой противокорабельной ракеты «Малахит», дальность полета которой при дозвуковой скорости была увеличена примерно в 1.5 раза в сравнении с «Аметистом». В 1977 году комплекс «Малахит» принят на вооружение на ПЛ проекта 670М. Ракеты располагались в контейнерах подлодок аналогично ракетам «Аметист».

Разработка противокорабельной крылатой ракеты «Гранит» (главный конструктор В.Н.Челомей, затем – Г.А.Ефремов) началась в ОКБ-52 (ныне НПО машиностроения) в 1969 году. Этой ракетой была вооружена первая атомная подводная лодка третьего поколения – проект 949 (ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор П.П.Пустынцев, затем – И.Л.Баранов).

Головная ПЛ № 605 этого проекта, построенная на «Севмаш-предприятии», вошла в состав ВМФ в 1980 году. Не имеющая аналогов в мировой практике, эта лодка заявила о себе прежде всего как о серьезном противнике крупных авианосных соединений. «Убийцей авианосцев» окрестили ее наши потенциальные противники.

Высокая скорость подводного хода, прекрасная маневренность и легкая управляемость, большая глубина погружения и малошумность делают эту лодку неуловимой. Сверхзвуковая скорость и большая дальность полета ракеты обеспечивают ПЛ возможность атаковать противника с расстояния, превышающего дальность обнаружения ее средствами противолодочной обороны противника. Возможность залпа полным боекомплектом и космическое целеуказание обеспечивают избирательность и точность поражения цели.

Одна ПЛ проекта 949, даже без взаимодействия с авиацией и надводными кораблями, способна обнаруживать авиационные ударные группировки противника, осуществлять скрытное слежение за ними и наносить решающий удар.

В 1982 году было принято решение о строительстве третьей и последующих лодок серии по модернизированному проекту 949А «Антей» (главный конструктор И.Л.Баранов).

В процессе серийной постройки и модернизации, при ремонте подводных лодок проекта 949А на них будет установлен новый ракетный комплекс разработки НПО машиностроения (генеральный конструктор Г.А.Ефремов). По выполненным оценкам, боевая эффективность серийной ПЛ «Антей» с новой крылатой ракетой будет почти в два раза выше эффективности головной ПЛ проекта 949. Повышение боевой эффективности ПЛ достигается также за счет снижения подводной шумности корабля и совершенствования его радиоэлектронного вооружения.

Планировалось построить значительную серию подводных лодок проекта 949А. Однако резкое сокращение финансирования приостановило строительство серии этих лодок.

Конструкторы и моряки-подводники считают, что атомные подводные ракетоносцы проекта 949А достойно вошли в XXI век и в ближайшие 20-25 лет будут соответствовать лучшим мировым образцам, а поэтому стремятся сделать все возможное, чтобы сохранить и приумножить их превосходные боевые качества.

Атомная подводная лодка «Курск», построенная по проекту «Антей» и принятая в состав Военно-Морского Флота России в январе 1995 года, успела за неполные шесть лет службы совершить не один дальний поход и вписала славную страницу в историю Северного флота, о чем еще напишут историки.

Страшная катастрофа, произошедшая 12 августа 2000 года, погубила корабль, унеся жизни 118 членов экипажа. Чудовищной силы взрыв разрушил прочный корпус 1-го отсека, поперечные переборки между 1-м, 2-м и 3-м отсеками. Хлынувшая вода мгновенно затопила носовые отсеки. Экипаж этих отсеков погиб в первые минуты аварии. Оставшиеся в живых члены экипажа кормовых отсеков собрались в 9-м отсеке и некоторое время (около восьми часов) продолжали бороться за жизнь. Однако воздействие угарного газа в результате возникшего в отсеке пожара привело к тому, что воспользоваться аварийно-спасательными средствами они уже не смогли.

Они погибли как герои на боевых постах, выполняя свой долг защитников Родины.

Вечная им память.

© ЦКБ МТ «Рубин», 2003

[...назад]
[далее...]

 

Оглавление

И.Л.Баранов

Устройство и технический облик атомного подводного крейсера "КУРСК"

История создания подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами

Особенности многоцелевых атомных подводных лодок "Антей"

Общие сведения об устройстве и морских качествах АПК "Курск"
 - Ракетный комплекс
 - Торпедно-ракетный комплекс
 - Энергетическая установка
 - Электроэнергетическая система
 - Комплексная система управления техническими средствами

Общесудовые системы, обеспечивающие повседневную эксплуатацию корабельного оборудования
 - Система погружения и всплытия
 - Система воздуха высокого давления
 - Система общесудовой и рулевой гидравлики
 - Система водяного охлаждения
 - Обитаемость

Общекорабельные технические средства и системы спасения личного состава
 - Спасательные средства
 - Система осушения
 - Стационарная дыхательная система
 - Системы пожаротушения
 - Система обеспечения всплытия аварийной ПЛ с грунта
 - Аварийное продувание цистерн главного балласта повышенной эффективности

Послесловие

 

 

 

 

АПК в море

 

 

Командир корабля И.Мухаметшин, генеральный конструктор И.Баранов, заместитель главного конструктора В.Завьялов

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Хостинг предоставлен НТЦ «Интек».
© 1997-2010, РПФ.РУ, Submarina.Ru.